Молекулярный биолог Джордж Черч (George Church ) из Гарвардского университета (США) и ее коллеги разработали способ использования коротких палиндромных повторов, регулярно расположенных в ДНК (CRISP), для удаления потенциально опасных для человека последовательностей в 62 участках генома животных. Этот метод обещает в будущем сделать реальной пересадку органов свиньи человеку. Об исследовании рассказывает Science.

Разговоры о возможности пересадки органов свиньи человеку ведутся уже достаточно давно. Однако до сих пор никто не мог решить проблему, связанную с отторжением свиных клеток иммунной системой человека. Кроме того, клетки животного представляют еще одну угрозу здоровью — в ДНК свиньи содержатся последовательности, оставшиеся от древнего вируса, которые до сих пор могут производить свиной эндогенный ретровирус (PERV).

Новый метод основан на древнем защитном механизме, который, в частности, используют бактерии для борьбы с вирусами. Ученые могут наметить конкретную точку в геноме при помощи короткого витка рибонуклеиновой кислоты (РНК), «вырезать» отдельный ген и «вставить» на его место другой. В ходе эксперимента ученые вырастили почку свиньи с полностью подавленными опасными участками генома. Исследование показало, что возможность заражения человека свиным эндогенным вирусом при этом сократилась в тысячу раз.

Животные клетки выживают даже после удаления 62 участков в геноме. Метод может быть полезен для исследования функций многих повторяющихся последовательностей, расположенных в геноме человека, некоторые из которых, по-видимому, активизируются во время вирусных инфекций. Джордж Черч считает, что результаты исследования могут сделать реальной ксенотрансплантацию — использование тканей животных для замещения органов человека.

На пути к реальной межвидовой трансплантации органов еще много трудностей, PERV — только одна из них. Однако исследователи надеются, что уже в 2016 году удастся получить эмбрион свиньи, ткани которого не будут отторгаться иммунной системой человека.

К слову ранее портал Научная Россия писал о возможности редактирования генома еще до зачатия и этических проблемах, связанных с подобной операцией.