Ученые из Европейского космического агентства (ESA) под руководством Томаса Корне (Thomas Cornet) опубликовали в Journal of Geophysical Research — Planets гипотезу о том, что поверхность Титана растворяется под влиянием процессов, схожих с карстовыми на Земле, хотя и происходящими в 30 раз медленнее. Об этом сообщает пресс-служба ESA.

В Солнечной системе есть только два небесных тела с озерами и морями на поверхности — это Земля и спутник Сатурна Титан. Водоемы на Титане заполнены жидкими углеводородами — метаном и этаном, что объяснимо, так как там на поверхности температура опускается до –180°C. Космический аппарат Cassini, летающий на орбите Титана, обнаружил две формы депрессий (так геологи называют впадины). Там есть большие моря, шириной несколько сотен километров и глубиной до несколько сотен метров, питаемые ветвистыми каналами, а также множество более мелких озер с округлыми краями, расположенных, главным образом, на плато. Аппарат зафиксировал и много пустых депрессий.

Собственно, вопрос образования впадин на Титане давно волнует ученых. Они подсчитали, сколько времени нужно, чтобы растворить участки поверхности Титана, чтобы создать депрессии. В подсчетах они исходили из того, что поверхность спутника покрыта твердым органическим материалом и что главный растворитель — жидкие углеводороды. Они учли имеющиеся сведения о климате Титана.

Получилось, что процесс образования впадины глубиной 100 метров в приполярной области спутника займет 50 млн лет. Это в 30 раз медленнее, чем на Земле, но ведь и один год на Титане составляет 30 земных лет. Кроме того, там дожди идут только летом. Для сравнения они рассчитали время образования впадины в низких широтах. У них получилось 375 млн лет, что согласуется с более редким расположением там морей и озер.

Несмотря на большую разницу в длительности процессов эрозии на Земле и Титане, ученые настаивают на своей гипотезе, согласно которой депрессии на спутнике Сатурна имеют карстовую природу.

Водоемы обнаружены также под поверхностью Титана, о чем рассказывал портал Научная Россия в 2014 году.