Международный коллектив ученых измерил температуру тела двух групп динозавров по химическому составу скорлупы окаменелых яиц. Результаты подтвердили предположение о том, что ископаемые рептилии были теплее окружающей среды. Об этом пишет Science со ссылкой на оригинальную статью в Nature Communications.

Дискуссия о температуре тела динозавров — одна из самых старых в палеонтологии. Множество данных в последние десятилетия указывают на то, что эти рептилии из мезозойской эры были теплыми. Точную температуру тела долго не удавалось установить. Несколько лет назад эволюционный биологи Роберт Игл (Robert Eagle) из Университета Калифорнии (США) вместе с коллегами разработал методику определения температуры, при которой сформировались кости и зубы ископаемых животных. Дело в том, что соотношение изотопов углерода и кислорода в тканях зависит от температуры ее образования. В новой работе ученые под руководством Игла пошли еще дальше и применили метод к исследованию скорлупы яиц динозавров, которые иногда хорошо сохраняются в окаменелом состоянии.

Ученые взяли яйца двух типов динозавров: крупных травоядных титанозаврид и маленьких двуногих хищников овирапторов. Поскольку яйца образуются внутри тела динозавров, их скорлупа как бы записывает температуру, начиная с периода овуляции.

Из 32 скорлупок, которые проанализировали ученые, только 6 сохранились достаточно хорошо, чтобы дать значимые результаты. Это три яйца овираптора с территории Монголии и три — титанозавров с территории Аргентины. Чтобы выяснить температуру тела снесших их особей, ученые измерили соотношения связей между двумя редкими тяжелыми изотопами — углеродом-13 и кислородом-18. Чем ниже температура, при которой образуется карбонат кальция в скорлупе, тем больше связей между редкими изотопами углеродом-13 и кислородом-18. Ученые сравнили результаты с данными, полученными при анализе скорлупок 13 современных видов птиц и 9 видов рептилий.

Получилось, что яйцекладущие титанозавриды имели температуру тела около 37,6 градусов Цельсия. Эти данные совпадают с анализом, который Игл делал в 2011 году, сравнивая два вида зауропод, близкородственных титанозавридам. Температура их тел составила 36 и 38 градусов соответственно. Хотя титанозавриды и зауроподы могли иметь усиленный метаболизм, вероятно также, что повышенная температура тела возникла из-за больших размеров. Так как объем особи, который генерирует температуру, увеличивается быстрее, чем поверхность тела, через которую тепло уходит в окружающую среду, то животное имеет более высокую базовую температур тела.

Как установил Игл с коллегами в нынешнем исследовании, температура тела овиратора составляла 31,9 градусов. Это ниже, чем у титанозаврид и современных птиц, но выше, чем температура почвы, куда овирапторы откладывали яйца. Почва нагревалась примерно до 26,3 градусов. Получается, что эта группа рептилий все же была теплее, чем окружавшая их среда.

Как динозавры поддерживали температуру тела, не до конца ясно. Она могла быть следствием усиленного метаболизма, или поведения, которое приводит к нагреванию животного на солнце, или изоляционного слоя в виде перьев или другого материала, а возможно, имело место какое-то сочетание различных факторов.