Космическая обсерватория «Ферми» (Fermi) НАСА зафиксировала мощнейший поток гамма-излучения, добравшийся до нас из весьма удаленной галактики PKS 1441+25, находящейся в созвездии Волопаса. Она расположена настолько далеко, что свету потребовалось 7,6 млрд лет, чтобы добраться до нас. Для астрофизиков это наблюдение представляет большую ценность. Зарегистрировать столь мощное гамма излучение да еще от столь удаленного от нас объекта — большая удача. О событии рассказывает вебсайт НАСА со ссылкой на публикацию в Astrophysical Journal Letters.

В апреле этого года стало заметно, что в PKS 1441+25 произошли большие всплески излучения. Первым излучение зафиксировал исследователь Луиджи Паччани (Luigi Pacciani) из Национального института астрофизики в Риме (Италия). Он использовал общедоступные возможности телескопа «Ферми» в ходе работы по поиску блазаров. Большая часть датчиков телескопа зарегистрировала излучение мощностью до 33 гигаэлектрон-вольт (т.е. миллиардов). Для сравнения, энергия видимого света составляет 2­–3 электрон-вольта. После серии наблюдений уровень энергии был установлен

Последующие наблюдения дали энергии в диапазоне от 40 до 250 ГэВ, так что на сей момент PKS 1441+25 — один из двух известных далеких источников гамма-излучения с энергиями выше 100 ГэВ. Его излучение показывает интенсивность фонового внегалактического излучения (EBL, от англ. Extragalactic Background Light) в диапазоне от инфракрасного до ультрафиолетового, и позволяет предположить, что наблюдения за галактиками показали большинство источников EBL.

Ученые предполагают, что в центре этой галактики находится огромная черная дыра, окруженная облаком пыли и газа. Вес черной дыры оценивается в 70 млн масс Солнца. Если бы она находилась на месте Солнца, то горизонт событий — область вокруг черной дыры, за пределы которой ничто не может вырваться — простирался бы вплоть до орбиты Марса.

Поскольку вещество из облака на огромной скорости втягивается в черную дыру, оно испускает двойные струи энергии, которые движутся со скоростью, близкой к скорости света. Блазары являются настолько яркими потому, что, как считают астрономы, один из потоков направлен практически прямо к нам. Они дают ученым представление о недостаточно исследованных сторонах функционирования черных дыр.

Ранее портал Научная Россия писал о самой мощной гамма-вспышке столетия, по данным НАСА.