Физики из Томского политехнического университета работают над технологией, позволяющей очищать радиоактивный углерод путем разделения на изотопы под воздействием магнитного поля. Об исследованиях рассказывает сайт ТПУ.

Радиоактивный изотоп углерода, опасный для человека, образуется в результате работы ядерного реактора с графитовой кладкой в активной зоне. Ученые разработали способ изымать из графита радиоактивный изотоп углерода, таким образом очищая его и давая возможность использовать повторно.

«Все элементарные частицы имеют спин — маленькую магнитную стрелку. Под воздействием внешнего постоянного магнитного поля все спины ориентируются вдоль магнитного поля и прецессируют, что можно использовать для сепарации изотопов. В результате продукт реакции и исходное вещество оказываются обогащены по разным изотопам», — пояснил один из ученых, работающих над проектом, Вячеслав Мышкин.

Благодаря магнитному воздействию можно значительно повысить эффективность существующих методов разделения изотопов. Проведенные экспериментальные исследования подтверждают перспективность этой технологии: ученым из ТПУ удалось на плазменном реакторе показать возможность разделения стабильных изотопов углерода.

Сложность этой технологии в том, что спин ядра позволяет увеличивать скорость химической реакции одного из изотопов только при определенном соотношении величины магнитного поля, температуры и концентрации реагентов. Сейчас ученые работают над созданием адекватной математической модели для поиска идеальных параметров.