Тараканы, не самые приятные обитатели наших жилищ, оказывается, способны видеть в полной темноте. Выяснить это сумели биологи из университета Оулу (Финляндия) в ходе интересного опыта, о котором они отчитываются на сайте «Журнала экспериментальной биологии».

До сих пор считалось, что таракан, бегая по тёмной кухне, ориентируется по запаху и на ощупь, благодаря чувствительным усикам. Финские учёные решили выяснить, так ли это. С этой целью они помещали тараканов в своеобразную «виртуальную реальность», зная, что, когда мир вокруг таракана вращается, он стремится бежать, так, чтобы компенсировать это вращение.

Сначала таракана ставили на трекбол (шарик перевёрнутой «вверх дном» компьютерной «мышки»), а затем закручивали вокруг него «карусель» из чередующихся чёрных и белых полосок. Узнать направление вращения полосок, чтобы принять решение, куда бежать, насекомое могло только при помощи своего зрения, но это была непростая задача, потому что учёные варьировали яркость освещения от совсем яркой до практически нулевой, как в безлунную ночь.

В результате эксперимента выяснилось, что тараканы способны видеть при ничтожном освещении — всего в 0,005 люкс, когда мы с вами не разобрали бы вообще ничего. На каждый фоторецептор их сложных фасеточных глаз при этом падает всего один фотон раз в 10 секунд, но этого оказывается достаточно.

Как же тараканы это делают?  Учёные предполагают, что глубокие ганглии, нервные узлы, расположенные в основании тараканьего мозга и участвующие в координации движений, с помощью пока не исследованных процессов собирают вместе и обрабатывают эти скудные крохи информации, составляя в итоге общую картину. Если в этом механизме удастся разобраться подробнее, можно будет существенно усовершенствовать приборы ночного видения.

А пока вы можете полюбоваться на то, как происходил эксперимент, благодаря видеозаписи, размещённой на сайте журнала Science.

Учёные из разных стран давно облюбовали тараканов в качестве экспериментальных животных, добиваясь от них удивительных результатов. Как сообщала «Научная Россия», ещё два года назад американским биоинженерам удалось создать таракана с дистанционным управлением. А недавно их коллеги из Израиля пошли ещё дальше и научились превращать подопытных тараканов в живые 8-битные компьютеры с помощью ДНК-нанороботов.