Международная группа биологов под руководством Паолы Поллджони (Paola Pollgioni) из Института агроэкологической и лесной биологии (Порано, Италия) исследовала распространение различных видов и сортов грецкого ореха (Juglans regia) и пришла к выводу, что оно связано с многочисленными миграциями людей по Шелковому пути. Свои результаты ученые опубликовали в журнале PLoS One.

Леса из грецких орехов часто встречаются на территории южной и центральной Азии. Традиционно считается, что распространялись они «естественным путем», равно как и ореховые рощи появлялись сами собой. Однако группа Паолы Поллджони проанализировала генетические особенности грецких орехов, произрастающих в 39 лесах на территории южной и центральной Азии, и пришли к выводу, что эти леса своим появлением обязаны сознательной культивации растения и торговле по Великому шелковому пути, который связывал страны этого региона между собой.

При этом разные разновидности этого растения связаны с разными этапами этой торговли и перемещения людей по этой территории. Так, разновидности, которые растут на территории современного Ирана, произрастают также и в Гималаях и на территории Таджикистана. По мнению исследователей, это указывает на то, что носители древних иранских или индоиранских языков, на которых говорят во всех этих местах, были теми, кто принес грецкий орех на эти земли. Кроме того, ученые указывают, что существуют разновидности, которые почти всегда произрастают в местах, где сейчас проживает тюркоязычное население, например, на территории Киргизии и Узбекистана, а также на северо-востоке Китая, где проживают также тюркоязычные уйгуры.

Следует отметить, что связь между распространением грецких орехов и расселением народов была бы видна более четко, если бы ученые сравнивали бы распространение грецкого ореха с генетическими особенностями населения этих территорий или с тем, на каких языках на этой территории говорили хотя бы несколько сотен лет назад. Но, вероятно, это задача будущих исследований.

Про то, к каким еще выводам можно прийти, сравнивая современные особенности языков можно узнать из следующих публикаций Научной России, так, недавно ученые установили, что наличию тонов в языке способствует тропический климат, а вот похожесть звукового состава языка далеко не всегда связана с генетическими особенностями носителей.