Специализированные клетки превращаются обратно в стволовые

Ученые сделали стволовые клетки, используя новый коктейль для перепрограммирования зрелых клеток.

По сообщению пресс-службы Еврейского университета в Иерусалиме, его специалисты разработали новый коктейль, который способен «убедить» зрелую клетку превратиться в плюрипотентную стволовую клетку.

Регенеративная медицина — новая область, цель которой в замене потерянных и поврежденных клеток, органов и тканей посредством клеточной трансплантации. Один из способов получения стволовых клеток — из эмбрионов — вызывает этические споры, поэтому хорошей альтернативой этому является перепрограммирование зрелых клеток в состояние, похожее на состояние эмбриональных клеток. В результате такого перепрограммирования получаются индуцированные плюрипотентные (то есть способные превратиться в любую другую ткань) стволовые клетки. Для создания индуцированных стволовых клеток, ученые подвергают клетку воздействию тех генов, которые активны в эмбриональный период. Полученные клетки можно заставить дифференцироваться, например, в нервную или мышечную ткань. Однако стандартный состав коктейля (Oct4, Sox2, Klf4, Myc — собирательно OSKM) ведет к серьезным геномным аберрациям.

По результатам экспериментов исследователи из Еврейского университета в Иерусалиме опубликовали статью в журнале CellStemSell, в которой описали новый разработанный состав для превращения клеток в плюрипотентные: Sall4, Nanog, Esrrb, Lin28, — собирательно SNEL. Из их результатов следует, что взаимодействие между факторами перепрограммирование играет важнейшую роль и влияет на качество получаемых клеток. Хотя их состав SNEL и производил меньшее число колоний, 80% из них были очень высокого качества и проходили очень жесткий тест на плюрипотентность.

Доктор Йозеф Буганим (Yosef Buganim) предполагает, что SNEL лучше перепрограммирует клетки, поскольку не использует ключевые мастер-регуляторы Oct4 и Sox2, которые могут активировать часть генома зрелой клетки. Также он говорит, что это исследование демонстрирует эффективность биоинформатических инструментов для производства высококачественных плюрипотентных стволовых клеток.

Исследование сделало шаг в сторону использования стволовых клеток в клинике, однако пока до этого далеко: SNEL был проверен на крысах, но человеческие клетки перепрограммировать сложнее, и он на них не действует. Исследователи собираются дальше сосредоточиться на определении оптимальных комбинаций для получения человеческих стволовых клеток.

плюрипотентные стволовые клетки регенеративная медицина