Лучше, чем Владимир Даль не определить: Венера – это «планета, между которою и Марсом Земля наша обращается вокруг Солнца». Знаменитый лексикограф лаконичен, а вокруг Венеры и на ней самой немало занимательного.

1. Над черным носом нашей субмарины
    Взошла Венера – странная звезда.
    От женских ласк отвыкшие мужчины,
    Как женщину, мы ждем ее сюда.
Константин Симонов называет Венеру странной не без оснований. Она вращается в иную сторону, по сравнению со всеми, за исключением Урана, планетами.

2. Сравнение с женщиной тоже корректно: она единственная, кроме Земли, из больших планет носит женское имя и названа в честь богини любви у древних римлян. Американский астроном Джеймс Кристи пошутил, что планета Венера носит неправильное название. Какая же это Венера, если у нее нет ни одного спутника?

(Фото: Сравнительные размеры (слева направо) Меркурия, Венеры, Земли и Марса/ Wikimedia Commons)

3. Люди знали о Венере еще в античные времена. Древние, впрочем, принимали ее за две разные звезды – одну из них, сиявшую на небосклоне ранним утром называли Фосфором, или Светоносцем, ту, что наблюдали на вечернем небе, именовали Геспером.

4. Позже догадались, что это один и тот же объект. Кто догадался?  Ясности нет: то ли Пифагор,  то ли Парменид.

5. К нашим дням Венеру исследовали со всех сторон и даже устранили природную несправедливость. Это сделали отечественные ученые: 22 ноября 1975 года советская межпланетная автоматическая станция «Венера-9» стала первым в истории искусственным спутником Венеры. В это же день спускаемый аппарат совершил мягкую посадку на поверхность Венеры и в течение часа люди с Земли наблюдали доселе невиданное – телевизионное изображение венерианской поверхности. (Фото: НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ им. С.А. ЛАВОЧКИНА)

6. Как выглядит поверхность Венеры? Пустынный пейзаж с обширными плитоподобными скалами, древние вулканы, сотни кратеров. Ученые полагают, что  некогда, то есть очень давно, на Венере плескались океаны, очень похожие на земные. Но потом планета разогрелась настолько, что вся вода на ней испарилась.

7. На поверхности Венеры очень заметны следы вулканической деятельности, а в атмосфере присутствует относительно большое количество серы. Ряд специалистов полагает, что вулканическая деятельность на Венере продолжается. Но доказательства пока не найдены:  ни на одной из вулканических впадин, по-научному, кальдер не замечены потоки лавы.

8. Все географические объекты на Венере носят женские имена: Земля Иштар, Земля Афродиты и так далее. Исключения из этого правила есть, но их немного:  высочайший горный хребет Венеры расположенный близ плато Лакшми назван именем физика Джеймса Максвелла.

9. Правила именования деталей рельефа Венеры были утверждены в 1985 году на XIX Генеральной ассамблее Международного астрономического союза после того, как были обработаны результаты радиолокационных исследований Венеры автоматическими межпланетными станциями. В соответствии с этим решением крупные кратеры Венеры носят фамилии  знаменитых женщин, малые кратеры – женские имена. Возвышенностям дают имена богинь,  низменностям – прочих мифологических героинь. К примеру, плато получают название в честь богинь любви и красоты, тессеры, или особые венерианские детали рельефа, сверху напоминающие черепицу,  – в честь богинь судьбы, счастья и удачи и так далее.

(Фото: НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ им. С.А. ЛАВОЧКИНА)

10. В соответствии с этими правилами на Венере появилась, например, равнина Снегурочки: так назвали обширную низменность в северной полярной области планеты. Имеется и каньон Бабы-Яги, не говоря уже о кратере Барто или Ахматова. Баба-Яга там на месте: все каньоны на Венере именуются именами персонажей мифологии, связанных с охотой и лесом.

11. Живи на Венере разумные существа, они праздновали бы Новый год через каждые двести двадцать пять, без малого, земных суток. Но разумных существ, а также каких либо других следов органической жизни на Венере не обнаружено.

12. Атмосфера Венеры на 96%  состоит из углекислого газа, а давление в  92 раза превосходит атмосферное давление Земли. И все же Венеру считают землеподобной планетой и часто называют «сестрой Земли» – обе планеты схожи размерами, плотностью, строением и составом.

13. Поверхность Венеры скрывают чрезвычайно густые облака серной кислоты, которые не дают возможности ее видеть. Но атмосфера Венеры прозрачна для радиоволн – с их помощью и исследовали рельеф планеты.

14. Долго считали, что на Венере всегда ночь, но советские автоматические станции доказали, что на дневной стороне Венеры светло, как на Земле в пасмурную погоду.

15. Прохождение Венеры по диску солнца случается тогда, когда планета Венера находится точнехонько между Солнцем и Землей. Это явление схоже с солнечными затмениями, когда Луна закрывает собою Солнце от наблюдателя на Земле. Но Луна расположена гораздо ближе к Земле, чем Венера. И хотя диаметр ее в четыре раза меньше, чем Венерианский, она может закрыть Солнце целиком. Не то с Венерой – при прохождении ее по диску Солнца Венера выглядит как родинка на солнечном теле.

(Изображение: NASA/TRACE/LMSAL)

16. Первым это занятное астрономическое явление предсказал Иоганн Кеплер. Он был уверен, что Венера пройдет по диску Солнца в 1631 году. Ни он сам, не доживший до этой даты, ни кто-либо другой из европейцев этого прохождения не наблюдал: немецкий астроном не смог предугадать, что оно не будет видно с большей части  Европы.

17. Английский астроном Джереми Хоррокс прочел работы Кеплера и уточнил его расчеты. Хоррокс сделал вывод, что прохождения должны наблюдаться парами – через восемь лет. Теперь уже ученые знают, что каждые 243 года наблюдаются четыре прохождения. График их прихотлив: два зимой – через 8 лет, потом перерыв в 121,5 лет, потом два летних прохождения с интервалами в 8 лет, а потом опять перерыв на 105,5 лет.

18. Хоррокс не только вычислил прохождение 1639 года, но и лично наблюдал его из своего дома в Англии. С помощью телескопа Хоррокс спроецировал  солнечный диск на доску, безопасно разглядел, что ему требовалось, и даже прикинул расстояние от Земли до Солнца, причем ошибся в полтора раза. Но точнее в ту пору измерить не умели.

19. Следующим ученым, который заинтересовался прохождением Венеры и разглядел в нем огромный научный потенциал, оказался Эдмунд Галлей. В 1677 году он предложил новый метод определения расстояния от Земли до Солнца. Для этого  нужно было наблюдать прохождение Венеры по солнечному диску из двух мест, удалённых друг от друга.

20. К заветной дате – 3 июня 1769 года – ученые многих стран отправились в разные точки земли. Вплоть до острова Таити, откуда рассматривала Венеру на фоне Солнца экспедиция Джеймса Кука. Мировой научный проект удался: совокупность полученных данных позволила вычислить расстояние от Земли до Солнца с невероятной для тех времен точностью – 2-3% процента.

21. Не слишком внимательные популяризаторы науки пишут, что при этом Ломоносов открыл на Венере атмосферу. Не верьте – это случилось 8 годами раньше. И тоже в июне, при прохождении Венеры по диску Солнца.