Специалисты Института археологии РАН (Москва) прочитали надписи на надгробиях, выполненные на старонемецком языке. Они были обнаружены случайно во время проведения строительных работ. Обнаружилось, что найденный объект представляет собой фамильный склеп семьи Келлерман. Ученые датируют надгробия XVII веком. Известно, что представители этой немецкой фамилии в свое время принимали активное участие в торговых и дипломатических связях Московского царства. Историки также нашли свидетельства связей членов семьи Келлерман с деятелями европейской Реформации. О находке сообщает пресс-релиз Института археологии РАН.

23 апреля этого года в районе пересечения Мытной улицы и Хавского переулка в Москве были случайно обнаружены два старинных надгробия. Плиты с надписями на непонятном языке привлекли внимание любителей старины, а затем и профессионалов. Расшифровав надписи на старонемецком языке, ученые пришли к выводу о том, что могильная плита принадлежит некоему Берендту Келлерману, сыну Генриха Келлермана, и относятся к 1635 году — времени царствования основателя династии Романовых Михаила Федоровича.

Согласно письменным источникам, Хенрик (Генрих) Келлерман попал в Москву между 1558 и 1583 годами во время Ливонской войны, развязанной Российским государством, и служил переводчиком и дипломатом.

Второй могильный камень, как выяснили археологи, оказался детским и был поставлен в 1653 году на могиле Томаса, сына Томаса Келлермана, умершего в младенчестве. Эпитафия на ней более содержательная и, по словам руководителя отдела археологии Московской Руси ИА РАН Леонида Беляева, содержит формулу, относящуюся к немецкой средневековой мистике: «блаженная вечность и вечное блаженство». А заключительные строки надписи являются цитатой из сочинения Мартина Хиллера, немецкого проповедника из Райхенбаха. Надпись гласит: «Года 1653 8 октября в Бозе блаженно почил господина Томаса Келлермана любимый сыночек по имени Томас, чья душа у Бога в небе и чье тельце здесь земля покрывает, ожидает со всеми верующими блаженной вечности и вечного блаженства. Он прожил два месяца. Возжажди смерти каждый день, и будешь ты благословен!»

Исследователь заключает, что, по всей видимости, жители Московской колонии были достаточно хорошо знакомы с тогдашней протестантской литературой. Леонид Беляев указывает на то, что Москва уже тогда имела тесные контакты с другими государствами, а также отмечает большую роль, которые сыграли иностранные подданные в укреплении и росте культурных связей между Россией и Западной Европой.

Ранее наш портал писал о том, что археологи Перми обнаружили захоронения первых строителей города.