Стареющие обезьяны становится малообщительными и нелюдимыми — что позволяет сделать интересные выводы и в отношении пожилых людей. Такова, если вкратце, суть исследования ученых из Германского центра изучения приматов в Геттингене и Цюрихского университета (Швейцария), под руководством Джулии Фишер (Julia Fischer). Статью об этом, опубликованную в журнале Current Biology, пересказывает пресс-релиз издательства.

В центре внимания ученых оказалась популяция из более чем ста маготов (они же берберийские обезьяны, или магрибские макаки Macaca sylvanus), обитающих в питомнике La Forêt des Singes близ Рокамадура (юго-запад Франции). На первом этапе исследователи предлагали обезьянам всех возрастов новые объекты: игрушки, прозрачные шары с плавающими в них разноцветными шариками и непрозрачные цилиндры с едой внутри, закрытые мягкими крышками. Оказалось, что достигая взрослого возраста, макаки полностью теряют интерес ко всем этим вещам, кроме цилиндра с едой. Но старым обезьянам неинтересен и он.

На втором этапе изучался уровень интереса к социальным взаимодействиям, опять же у разновозрастных обезьян. Им показывали фотографии новорожденных макак, их взрослых «друзей» и «не-друзей», а также ставили аудиозаписи голосов разных членов стаи. Наконец, ученые наблюдали за тем, насколько интенсивно макаки разных возрастов общаются друг с другом.

Оказалось, что стареющие обезьяны сохраняют интерес ко всем членам стаи, и реагируют на их крики, особенно если кричит особь с высоким социальным статусом. Но при этом они, тем не менее, сворачивают количество и продолжительность активных контактов с собратьями до минимума, «общаясь» преимущественно со своими «друзьями».

Здесь есть неожиданные половые различия. Пожилые самки продолжают отзываться на крики других обезьян по соседству, и кричать в ответ в важных случаях, таких, как конфликт или необходимость ухаживать за детенышем. Пожилые самцы обычно вообще игнорируют подобную «суету», зато продолжают благосклонно смотреть на фотографии новорожденных. Последнее ученые объясняют тем, что у берберийских обезьян детеныши служат статусным символом, т. е. иметь больше потомства престижно.

Итак, в старости обезьяны продолжают интересоваться социальной жизнью, но сами от активного участия в ней осознанно дистанцируются, предпочитая доживать век в дружеском кругу. Это очень похоже на то, как ведут себя пожилые люди — но у них такое поведение до сих пор объясняли знанием о том, что жизнь подходит к концу, и нежеланием попусту тратить время. Однако макаки едва ли «в курсе» своей смертности, а значит, мы имеем дело с каким-то более древним поведенческим механизмом, корни которого уходят в эволюцию приматов.

«Возможно, пожилые обезьяны тратят меньше времени на социализацию потому, что считают социальные взаимодействия слишком стрессирующими и потому их избегают», — предположила Фишер. По ее словам, ученые намерены продолжать исследования, чтобы выяснить, как отказ от активной социальной жизни соотносится с динамикой когнитивных способностей приматов.

Напомним, недавно мы узнали, что другие, более примитивные приматы, кольцехвостые лемуры (Lemur catta) в любом возрасте активно общаются только со своими друзьями и игнорируют крики других особей.