Ученые из НИИ прикладной математики и механики Томского государственного университета работают над созданием алгоритмов изменения орбиты отработавших спутников, которые позволят аппаратам сгорать в верхних слоях атмосферы вместо засорения околоземного космического пространства. О проекте пишет РИА Томск со ссылкой на интервью завотделом небесной механики и астрометрии НИИ Татьяны Бордовицыной.

На настоящий момент отработавший свой срок спутники либо оставляют на их орбитах, либо переводят на более низкие оси. При этом общее количество запускаемых, а значит и отработавших, спутников постоянно растет. Такой крупный космический мусор может повредить действующие космические аппараты.

По словам Бордовицыной, исходя из знаний об особенностях свободного движения объекта, нужно разработать алгоритмы такого изменения орбиты, чтобы в процессе орбитальной эволюции объект попадал в верхние слои атмосферы и постепенно сгорал. Планируется, что эти изменения в параметры орбиты будут вноситься на последнем этапе управляемого движения с минимальными затратами рабочего тела.

Естественным механизмом, способным переводить небесные тела с круговых орбит на вытянутые, являются так называемые вековые резонансы. Это особые колебания, которые зависят от силы притяжения и других факторов движения объектов в космосе. Именно этот механизм планируют использовать томские ученые, в настоящее время в ТГУ изучают явление непосредственно применительно к искусственным спутникам Земли.

В 2015 году специалисты по итогам изучения планируют перейти к разработке конкретных алгоритмов утилизации для объектов спутниковых навигационных систем, в том числе ГЛОНАСС.