Команда исследователей из Института биохимии и биофизики Польской академии наук под руководством Павла Щесного (Paweł Szczęsny) получила грант Национального центра исследований и развития на обнаружение биомаркеров, позволяющих выявить риск внезапной смерти у младенцев с помощью анализа мочи. О проекте пишет портал Science and Scholarship in Poland.

О синдроме внезапной детской смерти (СВДС) говорят, когда младенец погибает во сне от остановки дыхания без каких бы то ни было явных причин для этого. Механизм синдрома до сих пор не понятен ученым. Хотя основная гипотеза касается проблем с развитием нервной системы младенца, польские исследователи придерживаются другой точки зрения. Они уверены, что причины синдрома — метаболического характера. «Цепь трагических случайностей приводит к тому, что ребенок однажды засыпает и больше не просыпается, поскольку перестает работать основная мышца, необходимая для дыхания — диафрагма», — поясняет Щесный.

По словам ученых, смерть внезапна для родителей, но существуют индикаторы на уровне обмена веществ, по которым можно заранее предсказать развитие синдрома. Предварительные результаты исследований говорят о том, что предсказать СВДС возможно за 24-48 часов.

Выявить риск возможной внезапной смерти младенца можно будет благодаря обнаружению в моче характерной комбинации химических веществ. При этом исследователи предлагают добавлять специальный химический маркер для выявления этих веществ в состав детских одноразовых подгузников. Таким образом, если родители будут видеть, что подгузник меняет цвет от мочи ребенка, они будут знать, что вместо укладывания спать его необходимо срочно отвезти к врачу.

Исследователи считают, что такие факторы, традиционно связываемые с СВДС, как низкий вес при рождении, инфекции, курение матери и неправильная поза во время сна, действительно приводят к дисбалансу в организме младенца. А именно — нарушениям в регуляции количества фосфатов, которые являются важным элементом питания клеток.

При этом мышца, наиболее чувствительная к подобному дисбалансу — это как раз диафрагма. В отсутствие необходимого количества фосфатов, диафрагма младенца просто рискует остановиться, перекрыв доступ к воздуху. В отличие от старших детей и взрослых, у которых в костях накоплен достаточный запас фосфатов, организму младенца неоткуда черпать дополнительные ресурсы в случае их нехватки.

Таким образом, при раннем обнаружении проблем подобного рода врач сможет откорректировать количество важных веществ в организме ребенка и предотвратить трагедию.

Ученые подчеркивают, что пока это лишь гипотезы, которые еще предстоит проверить в ходе ряда экспериментов.

Источник иллюстрации: wallhere.com