Создать Вселенную в лаборатории

Можно ли создать в маленькой области пространства такие условия, при которых она разовьется во Вселенную, подобную нашей? Недавно появились новые теории, которые дают надежду на создание «довольно экзотических возможностей», при которых рождение Вселенной

Впервые этот вопрос был поставлен в середине 80-х годов прошлого столетия. Возник он в связи с теорией инфляции, которая подразумевает, что маленькая область пространства очень быстро, взрывным образом расширяется за доли секунды до громадных размеров, гораздо больше, чем видимая часть Вселенной.

Тогда на этот вопрос был получен отрицательный ответ. Однако недавно появились новые теории, которые дают надежду на создание «довольно экзотических возможностей», при которых рождение Вселенной в лаборатории будет возможно.

Об этих теориях рассказывает Валерий Анатольевич Рубаков, академик, член Президиума РАН, профессор, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Института ядерных исследований РАН.

1. Долгов А.Д., Зельдович Я.Б., Сажин М.В. Космология ранней Вселенной. М.: МГУ, 1988.
  2. В.А. Рубаков. Классические калибровочные поля: Бозонные теории. Изд. 3-е. – М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010.
  3. В.А. Рубаков. Классические калибровочные поля: Теории с фермионами. Некоммутативные теории. Изд. 3-е. – М.: М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2009.
  4. Д.С. Горбунов, В.А. Рубаков. Введение в теорию ранней Вселенной: Теория горячего Большого взрыва. – М.: ЛКИ, 2008 г.
  5. Д.С. Горбунов, В.А. Рубаков. Введение в теорию ранней Вселенной: Космологические возмущения. Инфляционная теория. – М.: КРАСАНД, 2010 г.
  6. «Вселенная. Большой взрыв и все, что за ним последовало» (англ. Universe. The Big Bang). Фильм Discovery Science.
  7. «С точки зрения науки: Большой взрыв» (англ. Naked Science: Big Bang). Фильм Мелисы Акдоган, National Geographic, 2009.
  8. «Наука и техника. Новый большой взрыв» (англ. Sci-Trek. The New Big Bang). Фильм Discovery, 2009.

большой взрыв валерий рубаков вселенная расширение вселенной рубаков темная материя темная энергия теория большого взрыва