Исследователь Ноа Шнайдер-Макклер (Noah Snyder-Mackler) и его коллеги из университета Дьюка в Дюркгейме (США) установили, что социальный статус макак резус своеобразно коррелирует с местом особи в общей иерархии. У обезьян с высоким статусом обнаружился эффективный иммунитет против вирусных заболеваний, в то время как «рядовые» особи имели лучшую защиту от бактериальных инфекций. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Результаты работы, по словам ученых, могут указывать на сходные явления в организме человека, где социальный статус, как известно, также влияет на здоровье.

Подобные исследования на животных с социальными структурами, похожими на человеческие, свидетельствуют, что такое неравенство может иметь биологическую основу — хотя наверняка и обратная связь тоже имеет значение. Для того, чтобы проверить, как социальный статус влияет на функцию иммунной системы на молекулярном и клеточном уровне, ученые экспериментировали с группой из 45 самок макак, содержащихся в неволе. Исследователи вводили в группу новых членов, как только иерархия стабилизировалась.

Среди самок макак с высоким статусом были обнаружены особи, имеющие более высокие уровни некоторых типов Т-клеток, и, в частности, более высокие уровни естественных клеток-киллеров, которые быстро реагируют на вирусные инфекции, по сравнению с самками более низкого статуса. Важно, что иерархия и иммунные реакции во многом связанны с экспрессией генов, хотя ученые делают поправку на то, что особи с более низким социальным статусом получают меньше ухода за шерстью. Это обстоятельство социального взаимодействия может иметь равное значение или даже быть более важным.

Кроме того исследователи смоделировали в чашках Петри вторжение бактериальной инфекции в образцы крови обезьян и проанализировали иммунный ответ. Ученые обнаружили, что самки с низким статусом производили значительно больше провоспалительных цитокинов, которые реагируют на бактериальную инфекцию. Таким образом, представляется, что у макак подчиненность способствует эффективному антибактериальному ответу, в то время как высокий социальный статус соотносится с эффективной противовирусной защитой. В связи с этим встает вопрос, как полученные данные соотносятся с социально-экономическим статусом и здоровьем у людей.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что женщины неохотно сотрудничают с теми, кто стоит ниже на социальной лестнице.

[Фото: Lauren Brent]