Доктор Пол Вишмейер (Paul Wischmeyer) и его коллеги из университета штата Колорадо (США) установили, что количество полезных бактерий в организме пациентов отделений интенсивной терапии сокращается, по сравнению с состоянием здоровых людей. Это увеличивает риск внутрибольничных инфекций, которые могут привести в этой ситуации к сепсису, полиорганной недостаточности и даже смерти. Об исследовании рассказывает Science Daily.

От чего зависит здоровье кишечной микрофлоры человека до сих пор достаточно не изучено. Тем не менее, исследователи догадывались, что тяжелое заболевание, требующее пребывания в отделении интенсивной терапии, приводит к потере полезной микрофлоры, которая поддерживает работу иммунной системы человека. Новое исследование американских ученых нашло доказательства этой гипотезы.

«Результаты оказались именно такими, как мы боялись. Мы увидели массовое истощение нормальных, содействующих укреплению здоровья видов», — сказал Пол Вишмейер. Он работает в лаборатории, которая занимается проблемами питания пациентов в критическом состоянии. Доктор Вишмейер отметил, что типичные медицинские процедуры, используемые в отделениях интенсивной терапии — агрессивная антибиотикотерапия, препараты по поддержанию артериального давления, а также «стол № 0» (полное приостановление питания) — оказывают негативное влияние на популяцию полезных кишечных бактерий.

Понимание того, как эти изменения влияют на результаты лечения пациентов, могли бы оказаться полезными при разработке целенаправленных мер по восстановлению бактериального баланса. Это, в свою очередь, может снизить риск заражения патогенными микроорганизмами.

Ученые проанализировали образцы кожи, стула и мазки изо рта 115 пациентов реанимационных отделений четырех больниц США и ​​Канады. Причем анализ проводился дважды: первый раз через 48 часов после забора, а затем спустя 10 дней в отделении интенсивной терапии (или когда пациент уже был выписан). Ученые также зафиксировали, что ели больные, какое лечение пациенты получали, и какие инфекции у них отмечались.

Исследователи сравнили полученные результаты с данными практически здоровых людей. Они сообщают, что анализы пациентов реанимационных отделений показали более низкие уровни бактерий Firmicutes и Bacteroidetes — двух наиболее крупных групп микробов в кишечнике человека, и увеличение количества протеобактерий, которые включают в себя многие болезнетворные виды.

Теперь, когда исследователи начали понимать, как изменяется состав кишечной микрофлоры пациентов в отделениях интенсивной терапии,  по словам доктора Вишмейера, следующий шагом должно стать применение этих данных для разработки методов поддержания полезного микробиома человека, в том числе применения пробиотиков.

Ведущий автор исследования, отмечает, что все, кто участвовал в проекте, включая диетологов, фармацевтов, статистиков, врачей-реаниматологов, а также программистов, работали в основном на добровольной основе без значительного финансирования для изучения изменения микробиома человека в отделениях интенсивной терапии.

К слову, ранее портал Научная Россия писал о том, что бактерии в нашем кишечнике конкурируют друг с другом.