В Новосибирске в эти дни проходит совещание коллаборации СОМЕТ, которая займется поиском новой физики на ускорителе протонов J-PARC в Японии. Российские ученые составляют одну из самых больших научных групп в этой коллаборации, они разработают оборудование для детектора, который запустят к концу 2016 года и начнут первую фазу эксперимента. Об этом сообщает Наука в Сибири.

Ускоритель J-PARC создан для наблюдений за различными явлениями в физике высоких энергий, в том числе выходящих за рамки Стандартной модели. Конкретно для этой задачи придумали проект СОМЕТ. С его помощью ученые попытаются обнаружить явления, недоступные на Большом адронном коллайдере, а именно «поиск запрещенного в Стандартной модели процесса когерентной конверсии отрицательного мюона в электрон в поле атомного ядра с беспрецедентной чувствительностью, почти на четыре порядка превышающей современное экспериментальное ограничение на вероятность такого процесса», сказано в пресс-релизе. Наряду с открытием бозона Хиггса, это будет одним из важнейших направлений современной науки. Ускоритель J-PARC — подходящий для этого инструмент, так как способен создавать самый мощный импульсный пучок протонов.

Российские ученые из ИЯФ создают части модуля электромагнитного калориметра — «самого дорогого и самого важного элемента этого эксперимента, усилителей сигнала, электроники отбора событий, анализа данных, создают алгоритмы реконструкции событий, продумывают активную защиту от космических лучей».

В совещании, в частности, приняли участие руководитель эксперимента COMET, профессор университета Осаки Ёшитака Куно, исполнительный директор COMET профессор из лаборатории КЕК Сатоши Михара, заведующий сектором кандидат физико-математических наук Дмитрий Григорьев, заместитель директора по науке ИЯФ СО РАН доктор физико-математических наук Юрий Тихонов.

В коллаборации COMET помимо ИЯФ участвуют сотрудники Объединенного института ядерных исследований в Дубне, Института теоретической и экспериментальной физики им. А.И. Алиханова в Москве, Белорусского государственного университета в Минске.