Международная группа учёных сумела зафиксировать pp-нейтрино из коры Солнца, сообщает сайт НИИ ядерной физики им. Скобельцына. Это само по себе огромное достижение — эти частицы, участвующие только в слабом взаимодействии, вследствие этого проходят через материю практически беспрепятственно. Одновременно это позволило измерить энергию Солнца в момент её генерации, и заодно выяснить, что в последнюю сотню тысяч лет энергоемкость Солнца не менялась. Результаты работы описаны в статье в журнале Nature.

Как уже было сказано, нейтрино почти не взаимодействует с материей, что позволяет практически беспрепятственно улетать из ядра звезды и достигать Земли всего за восемь минут. Кстати, через каждый квадратный сантиметр земной поверхности каждую секунду, со скоростью, близкой к скорости света, пролетает около 65 млрд нейтрино. Но природа нейтрино, поволяющая ему покидать ядро Солнца моментально, и в особенности рр-нейтрино, — образующихся в ходе термоядерной реакции слияния двух ядер водорода с образованием ядра дейтерия, — делает его очень трудным для отслеживания. РР-реакция образует около 99% всей энергии Солнца.

Солнечный свет, которым мы наслаждаемся днем, достигает Земли за те же восемь минут, но энергии, сгенерированной в центральных областях Солнца, нужно сперва достичь его поверхности, на что требуется около сотни тысяч лет. Приходится создавать огромные детекторы вроде Борексино. Это на сей момент единственная установка, способная фиксировать рр-нейтрино, имеющий особенно низкую энергию, близкую к уровню высокого природного фона. Но даже этот сверхчувствительный аппарат фиксирует всего несколько событий — из тех триллионов нейтрино, пролетающих сквозь него ежесекундно. Тем не менее, Борексино позволяет изучать не только нейтрино, испущенные Солнцем, но также нейтрино, образованные в недрах нашей Земли, и даже нейтрино от искусственных радиоактивных источников. В последующие четыре года, на которые рассчитан нынешний эксперимент, предполагается еще увеличить точность наблюдений.

Детектор Борексино установлен в подземной лаборатории Гран Сассо под Апеннинскими горами, в Национальном институте ядерной физики Италии (INFN). В общей сложности в группу входят около сотни ученых из Европы и Америки, в частности, с российской стороны в работах участвуют учёные из Курчатовского Института, Петербургского института ядерной физики, Объединённого института ядерных исследований, НИИ ядерной физики имени Д.В. Скобельцына МГУ, а также МФТИ.

Источник иллюстрации: Официальный сайт кафедры №40 "Физика элементарных частиц" НИЯУ МИФИ