В Вене 14 июля подписано соглашение между Ираном и «шестеркой» стран, согласно которому Иран переориентирует значительную часть мощностей АЭС «Бушер» по обогащению урана по обогащению урана для научных целей. Об этом пишет ScienceInsider.

Запад два года вел переговоры с Ираном о сокращении их ядерной программы в обмен на ослабление санкций. Из-за санкций эта страна не может продавать нефть и газ в достаточном для развития своей экономики объеме. Если Иран вместо обогащения урана займется наукой, то санкции ослабят. Соглашение называется «Совместный полный план действий» (the Joint Comprehensive Plan of Action). Его заключили сроком на десять лет. США считают это лишь отсрочкой ядерной программы Ирана, оно замедлит выработку ядерного топлива, которое в обычном режиме занимает от 2-3 месяцев до года в количестве, достаточном для одной бомбы.

Соглашение блокирует работу ядерных производств Ирана, а именно расположенных в Нетензе и Фордо обогатительных фабрик, где тысячи центрифуг разделают изотопы урана; тяжеловодного ядерного реактора в Араке, необходимого, по словам иранцев, для производства медицинских изотопов. Этим соглашением «шестерка» надеется также заблокировать работу скрытых ядерных заводов, которые могут быть на территории Ирана. Важно понимать, что работы этих ядерных производств будут переориентированы, а не закрыты. На их закрытие Иран категорически не соглашался.

Соглашение позволяет начать международное сотрудничество с Ираном в области термояда, астрофизики и терапии рака с использованием радиологии (см. также «Больным раком в Иране поможет ускоритель»). Иран согласился переконфигурировать ядерную установку в Араке, чтобы она работала на низкообогащенный уран. Это снизит производство плутония. Кроме того, Иран будет вывозить из страны все топливо на время жизни реактора. На ядерных объектах Ирана будут работать международные инспекции и осуществлять беспрецедентный надзор.

Запад предложил превратить завод Фордо в международный ядерный, физический и технологически центр. Стивен Миллер (Steven Miller), директор международной программы безопасности в Научном центре международных отношений Белфера при Гарвардском университете, считает, что это позволит Фордо стать открытой научной лабораторией.

Россия поможет Ирану переконфигурировать два каскада центрифуг в Фордо, чтобы производить там стабильные изотопы для ядерной индустрии. В тоже время новую лабораторию можно оборудовать небольшими линейными ускорителями для фундаментальных исследований по ядерной физике и астрономии.

Соглашение призывает рассмотреть кооперацию и в других исследовательских областях таких как нейтринная астрономия и термоядерная энергетика. Речь идет даже об участии Ирана в проекте ITER — большом исследовательском термоядерном реакторе, строящемся во Франции.