Группа ученых из Великобритании и Бразилии нашла очередное подтверждение социальных способностей собак. По результатам экспериментов они сделали вывод, что собаки не просто могут распознавать эмоции по лицу и голосу человека, но способны различать, когда выражение лица и эмоциональная окраска речи человека не совпадают. Результаты исследования опубликованы в журнале Biology Letters, кратко исследование пересказывает один из его авторов в The Conversation.

Ученые вели наблюдения за 17 собаками разных пород, пола и возраста. Собакам показывали на мониторе компьютера фотографию человека с определенным выражением лица и одновременно включали аудиозапись его голоса, где человек произносил что-то с разными эмоциями. Иногда «злому» или «доброму» лицу соответствовала такая же речь, а иногда ученые создавали противоречие. Экспериментаторы отметили явную закономерность: при совпадении эмоции в мимике и в речи собаки гораздо дольше удерживали свое внимание на фотографии.

Авторы исследования обращают особое внимание на то, что эксперимент проводился в лабораторных условиях, собаки не взаимодействовали с человеком напрямую, а фотографии и голос принадлежали незнакомому человеку. И то, что в этой ситуации собаки все же различали ситуации с противоречием в лице и окраске речи, говорит о реальных способностях животных. Ведь то, что собака научается по выражению лица или другим поведенческим признакам заранее понимать, что хозяин рассержен или наоборот настроен благоприятно, можно объяснить и просто ассоциативной связью, сформировавшейся в долгом опыте общения именно с этим хозяином.

Ученые довольно активно занимаются доказательством высоких интеллектуальных и социальных способностей собак. К примеру, недавно наш портал писал об эксперименте, подтверждающем, что у собак есть самосознание, а ранее японские ученые доказали, что собаки умеют «считывать» социальное взаимодействие между людьми.