Ученые из лаборатории «Умная собака» научно-исследовательского института Мессерли (Вена, Австрия) под руководством профессора Людвига Хубера (Ludwig Huber) провели эксперименты, чтобы выяснить, способны ли собаки различать человеческие эмоции по выражениям лиц. И по результатам их исследования, действительно, подтвердилось, что собаки могут различать радостное и злое выражение лица. Статья австрийских ученых опубликована в журнале Current Biology.

В ходе эксперимента ученые сначала тренировали 20 собак, чтобы они ассоциировали изображения радостных и злых лиц с наградой. Им показывали либо верхнюю, либо нижнюю половину фотографии лица человека. Половина хвостатых испытуемых получала угощение, когда прикасалась носом к картинке с сердитым лицом, а остальные вознаграждались за прикосновение к фотографиям радостных лиц.

В последующих же тестах собакам показывали фотографии людей, которые они не видели в ходе предварительного тренинга. Либо же показывали другую часть лица: например, собакам, натренированным на верхнюю часть, показывали теперь нижнюю. Тем не менее, собаки выбирали именно лица, за которые они привыкли получать награду — либо радостные, либо злые. Это и позволило ученым сделать вывод о том, что животные способны различать по фото эмоциональное состояние человека.

Ученые предполагают, что собаки воспринимают детали человеческой мимики, типичной для злости или радости, и складывают их в единый образ той или другой эмоции. Соответственно, способны распознавать этот образ на любых новых лицах.

При этом ученые подчеркивают, что такой вывод исследования не говорит о том, что собаки понимают смысл, стоящий за тем или иным выражением лица. Однако же интересная деталь: в тренировочной части у собак, которых вознаграждали за прикосновение к изображениям злых лиц, уходило примерно в три раза больше времени, чтобы сформировалась эта ассоциация. «Создавалось впечатление, что собаки не очень-то хотели прикасаться к недобрым лицам», — поясняют ученые.

Данное исследование — часть большого проекта австрийских специалистов по изучению взаимодействия людей и собак. Ученые предполагают, что способность распознавать человеческие эмоции развивалась у собак со временем в процессе одомашнивания, и надеются в дальнейшем проверить, есть ли аналогичные способности и у других домашних животных.