Лягушки существуют на планете более 250 миллионов лет. Но в последние десятилетия они стали массово гибнуть. Сейчас под угрозой вымирания находится почти треть видов лягушек: уже исчезли 168 из них. Причины — в изменении климата и среды обитания, распространении паразитов и грибковых инфекций. Казалось бы, ну и что? Зачем нам лягушки? На самом деле, у нас, как минимум, восемь причин, чтобы беречь этих земноводных.

Без лягушек затормозится наука

Лягушки незаменимы для научных экспериментов и исследований. И дело не только в препарировании несчастных амфибий в учебных целях. Например, геном африканской шпорцевой лягушки весьма близок к человеческому. У нас 1700 генетических совпадений, которые ассоциируются с болезнями человека. Так что эта лягушка — прекрасная модель для экспериментов.

Ученые также используют эмбрионы амфибий для изучения воздействия токсичных, мутагенных и тератогенных веществ. Они очень хорошо подходят для этой цели: их легко выращивать, икринки большие, а головастики прозрачные. В последние 20 лет шпорцевые лягушки стали самыми популярными объектами научных исследований.

Другие виды лягушек тоже хорошо подходят для изучения генетики и генома, потому что у них очень быстро происходит смена поколений — это позволяет ученым проверять гипотезы на практике и видеть, что будет в последующих поколениях. На людях проверять  то же будет не так просто. Лягушки помогли в изучении болезни Альцгеймера и амиотрофического бокового склероза.

Кстати, 11% нобелевских лауреатов по медицине и психологии использовали в своих исследованиях лягушек.

Без лягушек водоемы станут опасны

Водоросли, когда их становится слишком много, засоряют водоемы. Рыбе не хватает кислорода, и она начинает гибнуть. В такой воде развиваются болезнетворные бактерии, и любой, кто ее выпьет или просто искупается в ней, или съест выловленную там рыбу, может серьезно заболеть и даже умереть.

Головастики помогают контролировать количество водорослей, потому что питаются ими. А это значит, что без лягушек многие водоемы зацветут и станут опасными.

Без лягушек разрушится пищевая цепочка

Лягушки — невероятно важный участник экосистемы во всех стадиях своего развития. Икру лягушек едят пауки. Головастиков едят креветки, рыбы и стрекозы. А взрослыми лягушками питаются птицы, обезьяны, змеи и ящерицы. И если все лягушки исчезнут, за ними последуют и те, кто ими питается — по всему миру, ведь лягушки живут на всех континентах, кроме Антарктики. А за ними вымрут те, кто питается теми, кто питается лягушками…

Без лягушек будет больше насекомых

Почти все мечтают о доме вблизи водоема — если не для постоянного обитания, то для отдыха. Но если бы не было лягушек, количество жучков, мотыльков, мух, комаров и пауков сделало бы нашу жизнь у воды невыносимой. Лягушки питаются ими, тем самым регулируя их численность.

Без лягушек увеличится парниковый эффект

Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород — это знают все. Но когда растения погибают, при разложении они выделяют углекислый газ. Несмотря на это, остатки погибших растений и деревьев необходимы для лесной экосистемы, так как ими питаются насекомые и из них создается среда для роста новых растений. Однако это весьма хрупкая система. Если насекомых слишком много, они съедают слишком много компоста, и новым растениям не хватает питательных веществ в почве. Если насекомых слишком мало, то лес задохнется в собственных отходах. А значит, еще больше деревьев погибнет и выделится еще больше углекислого газа. Но растений, которые смогут его переработать, будет все меньше. И все это приведет к росту парникового эффекта. Казалось бы, причем тут лягушки? А при том, что они — главный фактор контроля численности насекомых в лесу. И если лягушки исчезнут, насекомые расплодятся в огромных количествах, число растений уменьшится, и леса планеты задохнутся и погибнут.

Без лягушек нас охватят болезни

Люди почувствуют исчезновение лягушек, когда начнутся эпидемии смертельных болезней. Ведь без лягушек вырастет популяция комаров. А это означает малярию, вирус Зика, вирус лихорадки Западного Нила, лихорадки денге, энцефалита, болезни Лайма и лейшманиоз. Не все эти болезни смертельны, но все могут нанести серьезный урон здоровью.

Лягушки нужны для здоровья людей

Лягушки могут спасать нас, не только будучи моделями для тестов. При их помощи мы можем создавать новые лекарства. Например, известно, что лягушки могут заново выращивать утерянные конечности. Нам до этого далеко. Но ученые исследуют пептиды, которые отвечают за это ультрабыстрое восстановление. И, кажется, их можно использовать в лечении людей. Например, они обладают антигрибковым, антибактериальным, антивирусным и антипаразитическим действием. И эти пептиды в будущем можно использовать для лечения ВИЧ, рака и других серьезных болезней.

Лягушки нужны для здоровья планеты

Лягушки необходимы миру, ведь они естественные биоиндикаторы, то есть они измеряют здоровье окружающей среды. Во-первых, они живут и в воде и на суше, а это значит, что они тестируют качество суши, воды и воздуха. Во-вторых, у них пористая и проницаемая кожа, то есть воздух и вода проходят через кожу. И поэтому они, как и мы, любят чистые воду и воздух и очень чувствительны к загрязнениям.

Так что же самое страшное в исчезновении лягушек? Как мы уже сказали, они живут на Земле более 250 млн лет и пережили катастрофу, уничтожившую динозавров. Но сейчас они сталкиваются с такими изменениями окружающей среды, что их число рекордно уменьшается. Что ж, если лягушки исчезнут, комары станут меньшей из наших проблем.

[Использованы материалы сайта TopTenz]