Исследование, проведенное группой ученых под руководством Жана-Жульена Акутюрье (Jean-Julien Aucouturier) из университета имени Пьера и Мари Кюри в Париже (Франция) показало, что разговор с самим собой влияет на настроение и самочувствие человека — если голос прошел предварительную обработку, с тем, чтобы придать ему нужную эмоцию, например, радость или печаль. Результаты работы опубликованы в журнале PNAS, а их популярное изложение представляет Science.

В ходе необычного эксперимента ученые предлагали добровольцами прочитать отрывок из прозы Харуки Мураками. Затем записанная речь обрабатывалась специальной компьютерной программой, которая меняла высоту звучания голоса. Таким образом ей придавалась радостная, грустная или устрашающая интонация.

При этом только 16 из 109 испытуемых заметили манипуляции. В основном участники эксперимента перенимали настроение, «заложенное» в голос, как свое собственное — грусть, или, наоборот, радость.

Исследователи предполагают, что способность выражать эмоции через голос является частью древней коммуникативной системы приматов, контроль над которой, в отличие от словесного содержания речи, осуществляется бессознательно.

Программное обеспечение для модификации голоса, использованное исследователями, доступно бесплатно по ссылке в сети интернет. Все желающие могут установить его на компьютеры и поэкспериментировать с записью своей речи.

Ученые считают, что метод модификации речи может помочь в лечении некоторых распространенных психических расстройств, например, депрессии. Он также может использоваться для того, чтобы сделать компьютерные игры или аудиовизуальные перфомансы более впечатляющими.

Читайте также на портале Научная Россия о том, более 80% людей испытывают слуховые галлюцинации, а обладателям низкого тембра голоса легче продвигаться по карьерной лестнице.