Инженеры-химики из Массачусетского технологического института (MIT), под руководством профессора Майкла Стрэно (Michael Strano) разработали синтетические антитела, которые точно распознают важнейшие биополимеры человеческого организма, включая белки. Об этой разработке рассказывает публикация на сайте MIT.

Технология основана на использовании флюоресцентных однослойных углеродных нанотрубок, на которые «наматываются» сложные молекулы биополимеров. Некоторые участки молекул при этом «прилепляются» к поверхности нанотрубки, в то время, как другие «торчат» наружу, формируя уникальную 3D-структуру, называемую «короной». Благодаря тому, что нанотрубки испускают свет, ученые могут сканировать эти «короны» и таким образом идентифицировать полимер.

В своих экспериментах, ученые из MIT протестировали определение с помощью нанотрубок сначала 20 относительно простых биополимеров — ДНК, РНК и полиэтиленгликоля — а затем и 14 белков, взятых из человеческой крови: инсулина, фибриногена (белка, отвечающего за свертываемость крови) и других. Молекулы белков больше и сложнее, чем других биополимеров, поэтому и определять их сложнее. Однако метод показал свою эффективность и здесь.

Ученые рассчитывают, что их разработка поможет создать новые эффективные наносенсоры, которые будут мгновенно делать важные медицинские анализы.

«Измеряя терапевтические маркеры человеческого тела в реальном времени, мы сможем создать «умные» системы доставки лекарств, в нужное место и в нужном количестве, — сказал профессор Стрэно. — Измерение биомаркеров — это только первый шаг».

Белки являются основой жизни на Земле, так что неудивительно, что они находятся в центре внимания биохимиков. Портал Научная Россия регулярно пишет о новых открытиях в этой области. Например, за последнее время было подробно полностью изучено движение белков в живой клетке (бактериальной) и доказано, что «воскрешенные» (после температурной денатурации) белки удваивают свою природную активность.