Ученые из Медицинской школы при Университете Калифорнии в США на группе испытуемых изучили определенные метаболиты в плазме крови и установили, что синдром хронической усталости (СХУ) имеет четкую химическую подпись. Они сравнили это заболевание с гипометаболитическим синдромом, наступающим при голодании, диапаузе или зимней спячке у животных. Результаты исследования опубликованы в свежем выпуске PNAS, сообщает пресс-служба вуза.

Синдром хронической усталости — это довольно загадочное состояние, причины которого неясны, а лечения не существует. «СХУ — это очень сложная болезнь. Она влияет на множество систем организма. Ее симптомы разнообразны, они схожи с симптомами многих других болезней. Ее нельзя диагностировать в лаборатории. Пациент может потратить десятки тысячи долларов и не один год в попытках выяснить свой диагноз», — сказал Роберт Навьё (Robert K. Naviaux), профессор медицины, педиатрии и патологии и директор Центра митохондриальных и метаболических заболеваний Университета Калифорнии.

Предполагается, что 2,5 млн американцев страдают СХУ. Чаще всего это женщины в возрасте 30-50 лет, но встречается он и у мужчин, и у людей разного возраста. Основной симптом СХУ — сильная усталость на протяжении полугода и, как следствие, мускульные и головные боли, проблемы со сном и памятью.

Навьё с коллегами наблюдали группу из 84 человек, которая состояла из 45 мужчин и женщин, симптомы которых совпадали с симптомами СХУ, и 39 человек для контроля. Ученые измеряли 612 метаболита (это субстанции, производимые в процессах метаболизма) в 63 биохимических процессах в плазме крови. Выяснилось, что у подопытных с СХУ были аномалии в 20 метаболических процессах. 80% измеренных метаболитов были снижены так же, как при гипометаболических синдромах или замедленном метаболизме. При этом степень диагностической точности достигла 90%.

«Несмотря на гетерогенезис СХУ, разнообразие факторов, которые приводят к этому состоянию, наши результаты показывают, что ответ клеточного метаболизма одинаков у пациентов. Интересно, что он химически схож на состояние дауэр, которое наблюдается у некоторых живых организмов как ответ на стресс, вызванный окружающей средой, и запускающий замедление метаболизма, что позволяет выжить в условиях, иначе приводящих к смерти клеток. В СХУ это замедление наступает на фоне длительной боли или потери трудоспособности», — объяснил Навьё.

Пример состояния дауэр — собственно, зимняя спячка.

По словам ученого, работа показала, что СХУ имеет объективно определяемую химическую подпись как у мужчин так и у женщин, и что целевые метаболомики, дающие мало молекулярной информации напрямую, могут давать полезную информацию для лечения. Только 25% метаболических нарушений, обнаруженных у испытуемых, полезно для диагностики СХУ. Примерно 75% нарушений были уникальны для каждого индивида и полезны для направленного индивидуального лечения.

Отмечается, что эта работа открывает новый путь для понимания биологии СХУ и, что более важно, надежный рациональный путь разрабатывать новое лечение для тех пациентов, которые остро нуждаются в нем. Однако авторы работы подчеркивают, что результаты требуют подтверждения опытами с участием людей из разных географических регионов.