Иллюстрация: Dr. Gopal Murti, Science Source, scientificamerican.com

Ученые из Федеральной политехнической школы Лозанны (EPFL)  с помощью оптогенетики проследили за действиями нейронов, производивших чувствительный к свету белок, и их связями с другими нейронами. Об этом сообщает веб-сайт Neuron.

Проблема, которую должны были разрешить ученые Аврелия Пала (Aurelie Pala) и Карл Петерсен (Carl Petersen), заключалась в том, что синаптическую передачу, то есть передачу химических сигналов от одних нейронов к другим, очень трудно фиксировать и изучать у живых животных. Однако с помощью оптогенетики (бурно развивающейся в последние годы дисциплины, о которой писал портал Научная Россия) исследователи смогли достичь интересных результатов. Они модифицировали нейроны в мозгу живой мыши таким образом, что те стали производить чувствительные к свету белки, которые размещаются на мембране клетки. Под воздействием света такие нейроны испускают электрический разряд. Таким образом ученые получили возможность «включать» и «выключать» эти клетки и следить за их действиями.

Освещая определенные нейроны в мозгу мыши, исследователи с помощью специальных датчиков следили за соседними с ними клетками — так называемыми «промежуточными нейронами», которые обычно замедляют передачу сигнала другим клеткам. Пала и Петерсен измеряли импульсы, получаемые промежуточными нейронами и кроме того фиксировали происходящее с помощью техники «двухфотонной микроскопии». В результате выяснилось, что размеры импульса, испускаемого светочувствительным нейроном, зависят  от того, какой промежуточный нейрон их получает.

Как объяснила Аврелия Пала, главное значение этого исследования не столько в выявлении данной зависимости, сколько в проверке самого метода. Теперь, когда он был отработан, можно будет использовать его для получения более широкой картины связей между нейронами и синаптических передач.