Младший научный сотрудник Новосибирского научно-исследовательского института туберкулеза Министерства здравоохранения РФ (ННИИТ) Сергей Пустыльников успешно протестировал полисахарид (полимер глюкозы) декстран в качестве иммуномодулятора при лечении туберкулеза. Об этом перспективном достижении рассказывает сайт Наука в Сибири.

В своих экспериментах Пустыльников проверял, какое действие оказывает декстран на клетки человеческой иммунной системы. Оказалось, что молекула этого полисахарида соединяется с теми же рецепторами, расположенными на поверхности этих клеток, что и целый ряд патогенных микроорганизмов, включая палочку Коха.

Активация этих рецепторов побуждает иммунные клетки «узнавать» опасных возбудителей и атаковать их. «Это означает — вещество может влиять на реакцию иммунных клеток при инфекции, способствовать выработке иммунного ответа, необходимого для благоприятного исхода при туберкулезе», — объяснил молодой ученый.

В ходе следующей стадии экспериментов Пустыльников инкубировал клетки иммунной системы человека с декстраном, а потом заражал их микобактериями. В результате реакция иммунных клеток действительно оказывалась сильнее.

Это открытие, возможно, позволит разработать новое поколение дешевых и эффективных лекарств от туберкулеза, которые будут помогать нашей иммунной системе бороться с этой болезнью. Такой путь лечения очень перспективен, ведь сейчас появляется все больше форм туберкулеза, устойчивых к антибиотикам.

Сибирский ученый также проверил, не является ли декстран также блокатором входа вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), т. е. не мешает ли он ему проникать в человеческие клетки. Этот вопрос является важным, так как туберкулез и СПИД часто идут в опасной «связке». Однако в этом отношении полимер глюкозы показал слабые результаты.

Напомним, в прошлом году Всемирная организация здравоохранения назвала туберкулез столь же опасным заболеванием, как и СПИД. Российские ученые вносят большой вклад в борьбу с этой опасной болезнью. Например, в 2013 году на Алтае была разработана новая вакцина, имеющая меньше побочных эффектов. А в прошлом году стало известно о планах по запуску на базе Томского госуниверситета глобальной базы данных с результатами противотуберкулезной работы медиков всего мира.