Палеонтологи из Томского государственного университета, под руководством доцента Андрея Шпанского, совместно с казахскими коллегами выяснили, что найденные в Павлодарской области (северный Казахстан) ископаемые останки носорога-эласмотерия (Elasmotherium sibiricum) на 320 тыс. лет моложе, чем считалось ранее. Статью об этом, опубликованную в журнале American Journal of Applied Sciences, пересказывает «Российская газета».

«Фрагмент черепа Elasmotherium sibiricum был отправлен в лабораторию Университета Белфаста (Северная Ирландия) на радиоуглеродный анализ, — сказал доцент ТГУ Андрей Шпанский. — Ранее считалось, что эласмотерий вымер примерно 350 тысяч лет назад. Однако исследование показало, что черепу всего 26 тысяч лет».

Это означает, что эласмотерии обитали в юго-восточной части Западно-Сибирской равнины куда дольше и вполне могли встречаться здесь с древними людьми. Возможно, косвенное доказательство таких встреч — первобытные наскальные рисунки, изображающие копытных зверей с одним большим рогом. Вполне вероятно, то были не плоды фантазии древних сибирских художников, а изображения реально виденных ими существ.

Окаменелые останки Elasmotherium sibiricum были найдены российско-казахской командой палеонтологов на обрывистом берегу Иртыша возле поселка Кожамжар в Павлодарской области Казахстана. Судя по этим костям, древний носорог (оказавшийся самцом) при жизни имел рост около 2 метров в холке. Строение его челюстей и зубов указывает на то, что питался он клубнями и луковицами растений.

Ученые намерены продолжать раскопки в районе Кожамжара: высока вероятность того, что здесь удастся найти больше интересных останков ископаемых животных.

Напомним, что в 2013 году недалеко от этих мест, в пещере на границе Свердловской и Челябинской областей России нашли ископаемые останки вымершего носорога Мерка, имевшего, в отличие от эласмотерия, два рога. Первичная датировка определила возраст этих останков в 120 тыс. лет, что тоже произвело мини-сенсацию: до тех пор старейшими останками носорога Мерка считались те, что найдены на территории Италии, возрастом в 200 тыс. лет.