На станции синхротронного излучения Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН ученые исследуют быстропротекающие процессы в твердом теле и получают алмазы из исходного вещества, разработанного в другом сибирском институте — Институте химии твердого тела и механохимии СО РАН. Алмазы, изготовленные в лабораторных условиях, физически и химически ничем не отличаются от природных, но стоят существенно дешевле, рассказывает сайт Наука в Сибири.

В специальной камере реализуются экстремальные условия, при которых можно получать алмазы: температура порядка 5 тыс. градусов и давление до миллиона атмосфер. Из двухсот граммов исходного материала, помещенного туда, образуется примерно 30 граммов алмазов. «Наш институт готовит некое "тесто для пирожков", потом его помещают в "печку" — камеру — и тогда формируются алмазы», — объясняет заведующий лабораторией методов синхротронного излучения ИХТТМ СО РАН, доктор химических наук Борис Толочко.

Ученые начинали с создания алмазов размером порядка 50 ангстрем, но сейчас увеличили их величину до микрона. Теперь основная задача исследователей — получить не нанопорошок, а кристаллы, измеряющиеся в миллиметрах и сантиметрах, причем создавать их дешевым и быстрым способом.

Полученный материал уже нашел применение в промышленности: его широко используют в микроэлектронике и для создания твердых инструментов.