Если шимпанзе дать выбор между кооперацией и конкуренцией, то они чаще выберут первое поведение, выяснили ученые из США. Это ставит под сомнение распространенное мнение о том, что человек уникален в своей способности к взаимодействию с другими. Скорее всего, люди имеют общие с приматами корни кооперации. Как сообщает пресс-служба Исследовательского центра Йеркс, результаты работы опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ученые решили выяснить, владеют ли шимпанзе способностью преодолевать конкуренцию, свойственной и людям. Для этого они поставили приматам задачи, требующие совместного выполнения. Такие задачи шимпанзе решают и в природе. В опыте на открытой огороженной площадке Исследовательского центра Йеркс участвовали 11 шимпанзе. У них была свобода выбора: они могли сотрудничать с партнерами и конкурировать между собой. Перед ними были тысячи возможностей тянуть устройство всем вместе, чтобы получить награду. При этом половина экспериментов требовала участия двух обезьян, а в другой половине опытов нужен был и третий шимпанзе.

У обезьян было множество возможностей для конкуренции, агрессии и нахлебничеству, но они в большинстве случаях сотрудничали — в общей сложности 3565 раз в течение 94-часовых опытных сессий.

Шимпанзе использовали разные стратегии, чтобы подавить конкуренцию, притеснение и халяву, что выражалось в кражах угощений. Шимпанзе выражали прямой протест против сородичей-халявщиков, отказывались от работы в их присутствии, что указывает на уклонение как важный компонент управления конкуренцией. Более доминантные шимпанзе вмешивались, чтобы помочь другим против халявщиков. Наказание со стороны такого третейского судьи проявлялось 14 раз в основном в ответ на агрессию между халявщиком и шимпанзе, который сотрудничал с другими, стараясь получить награду.

«В литературе ранее описывали людскую кооперацию как «великую аномалию», и конкуренцию шимпанзе как предпочтительное поведение, — рассказал ведущий автор статьи Малини Сушак (Malini Suchak). — В работах также говорится, что ученые должны искусственно создавать кооперацию шимпанзе во время экспериментов, вместо того чтобы по умолчанию исходить из их способности к кооперации. Когда мы рассмотрели естественное поведение шимпанзе, мы решили, что они способны управлять конкуренцией по своему, так что мы дали им свободу использовать свои подавляющие стратегии. И оказалось, что они довольно хорошо предотвращали конкуренцию и поощряли кооперацию. Действительно соотношение конфликтов и сотрудничества у шимпанзе довольно близко к тому, что наблюдается у людей. Наше исследование показало удивительную схожесть этих видов и высветило новый аспект человеческой эволюции».

На момент исследования Малини Сушак была студенткой Исследовательского центр Йеркс, а теперь она доцент поведения животных, экологии и сохранения в Канизий колледж в Буффало.

Франс де Ваал (Frans de Waal), один из авторов работы и директор Центра живых связей при Исследовательском центре Йеркс и профессор психологии при Университете Эмори, отметил, что «стало популярно заявлять в литературе, что кооперация людей уникальна. Это особенно забавно, потому что лучшие идеи об эволюции кооперации пришли прямо из исследований животных. Природа полна примеров кооперации у животных — от муравьев до касаток. Мы впервые показали, что наши ближайшие родственники знали очень хорошо, как предотвращать конкуренцию и халяву. Кооперация побеждает!»

Ранее ученые из Университета Эмори исследовали чувство справедливости у приматов.