Джулиан Мелькиорри (Julian Melchiorri), выпускник Королевского художественного колледжа, Лондон, Великобритания, утверждает, что изобрел наполовину искусственную замену листьям деревьев, которая сделает воздух чище на Земле и обеспечит нам возможность дальних космических путешествий. Об этом рассказывает веб-сайт Iflscience!.

«Лист» был разработан совместно с лабораторией шелка в университете Тафтса (США). Он построен на основе матрицы из протеинов, извлеченных из шелка и хлоропластов — органелл, необходимых растениям и водорослям для фотосинтеза. Мелькиорри утверждает, что при снабжении искусственного листа водой и светом он действует как настоящий и производит кислород.

Изобретатель говорит, что «лист потребляет очень мало энергии и он полностью биологический, а идея заключалась в том, чтобы использовать эффективность природы в рукотворной среде. Я даже сделал источники света из этого материала, чтобы одновременно освещать дом и получать кислород». Он считает возможным покрывать здания такой материей и помещать ее в системы вентиляции, чтобы генерировать кислород. Но его фантазии идет дальше: «NASA исследует различные способы получать кислород во время дальних космических путешествий, чтобы мы могли жить во внеземном пространстве, и этот материал позволит нам изучать космос на гораздо больших расстояниях, чем сейчас».

Впрочем, процесс фотосинтеза воспроизводится не полностью. Дело в том, что растения генерируют кислород не в качестве безвозмездной услуги обществу, но для того, чтобы самим получать питание. Формула фотосинтеза выглядит так:

6CO2 + 6H2O + (солнечная энергия) --> C6H12O6 + 6O2

Возникает вопрос — что происходит с углеродом и водородом? Что происходит с сахаром? У шелкового листа нет вакуолей, стволов и корней, в которых растения хранят пищу.

Досадно, что в объяснительном видеоролике содержится неверное утверждение — якобы корни не развиваются нормально в невесомости. Однако эксперименты на МКС показали, что это не так, растения могут расти в космосе. Впрочем, чтобы естественным способом генерировать достаточный объем кислорода для космонавтов, потребуется немало почвы, воды и собственно растений, так что если этот проект окажется жизнеспособен, во всех смыслах, его можно только приветствовать.

Фото: Julian Melchiorri