Группа исследователей из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра (США) под руководством Розанны Ди Стефано (Rosanne Di Stefano) предполагают, что признаки разумной жизни первым делом следует искать в шаровых звездных скоплениях. Такие скопления состоят из миллионов звезд и удалены от нас в среднем на 100 млн световых лет. Об исследовании рассказывает eScienceNews.

Наш Млечный Путь содержит около 150 шаровых звездных скоплений. Большинство из них находится на окраинах галактики. Считается, что они образовались около 10 млрд лет назад. В результате этого звезды, находящиеся в них, содержат меньше тяжелых элементов, таких как железо и кремний. Авторы нового исследования считают, что это делает их наиболее вероятной областью, в которых могут образоваться планетарные системы типа Земля-Солнце. При этом на сегодняшний день в шаровом скоплении была обнаружена только одна экзопланета. Тем не менее, Ди Стефано и ее коллеги считают, что преждевременно отметать эту область, считая, что в шаровых скоплениях не может быть планет. Планеты типа нашей Земли были в основном обнаружены только вокруг одной десятой звезд, богатых железом, таких как наше Солнце. В то же время планеты типа Юпитера находятся вокруг звезд, более богатых тяжелыми элементами.

Еще одним препятствием представляется переполненность среды шаровых скоплений, которая сама по себе ставит под сомнение вероятность появления планет. Гравитационное поле соседней звезды может легко «сорвать» планету, и в конечном итоге, она может оказаться в ледяном межзвездном пространстве, в которой жизнь невозможна.

В то же время, температурная зона, пригодная для развития жизни, у каждой звезды — своя, в зависимости от ее размеров и других параметров. В шаровых скоплениях количественно преобладают «долгожители» — красные карлики, с умеренной температурой. Они относительно безопасны для жизни. «После того планеты формируются, они могут существовать весьма длительное время, которое может быть даже больше, чем нынешний возраст Вселенной», — сказал Ди Стефано.

Так что, если в шаровых скоплениях возникнет обитаемая планета, то у жизни будет достаточно времени, чтобы развились интеллектуальные ее формы. Такая цивилизация предположительно может использовать совершенно другие среды, чем наша собственная, говорит Ди Стефано. Ближайшая к Солнечной системе звезда находится в 4 световых годах. По сравнению с ней, ближайшая звезда в шаровом скоплении может быть в 20 раз ближе. Это обстоятельство может значительно облегчить разведку.

Отправка трансляций из ближайшего звездного скопления на Землю может быть не сложнее почтового сообщения между Европой и Америкой в XVIII веке, прокомментировал Ди Стефано. «”Вояджер” прошел около 100 млрд миль от Земли. Это примерно одна десятая пути, который нам потребовалось бы пройти до ближайшей звезды, если бы мы жили в звездном скоплении».

Ближайшее шаровое скопление находится на расстоянии в несколько тысяч световых лет, что затрудняет поиск планет, особенно в плотной сердцевине скопления. Однако ученые возлагают надежды на метод так называемого гравитационного линзирования, когда сила притяжения объекта, находящегося на пути, усиливает фоновое излучение.

Интригующей задачей также может быть сканирование звездных скоплений методами программы SEMI, которая ищет «разумные» радиосигналы с других планет.

Ранее портал Научная Россия также писал об обнаружении наиболее похожей на Землю экзопланеты.