Группа исследователей из Европейского космического агентства (ESA) под руководством Жан-Клода Жежара (Jean-Claude Gérard), университет Льежа (Бельгия), проанализировала результаты десятилетних наблюдений за марсианским небом и составила научное описание редкого на Марсе явления северного сияния. Правда, наблюдается оно у южного полюса планеты. О результатах работы рассказывает вебсайт ESA.

Северное сияние на Земле появляется в районах северного и южного полюса в результате возмущения магнитного поля планеты солнечным ветром — потоком заряженных элементарных частиц, прилетающих от ближайшей к нам звезды. Сталкиваясь с молекулами и атомами земной атмосферы, они образуют причудливые переливающиеся полосы.

Аналогичное явление можно наблюдать и на других планетах с сильным магнитным полем, например на Сатурне или Юпитере. Однако некоторое время назад выяснилось, что нечто подобное можно встретить и на планетах без магнитного поля — Венере и Марсе.

Известно, что Марс утратил свое гравитационное поле много лет назад. Однако, по данным миссии НАСА Mars Global Surveyor, остаточный магнетизм наблюдается у южного полушария планеты. Даже этого слабого поля достаточно, чтобы в марсианском небе возникло ночное сияние. Марсоход Mars Express обнаружил ультрафиолетовое свечение у южного горизонта во время марсианской ночи еще в 2003 году.

С тех пор у ученых теперь накопилось достаточно сведений, чтобы лучше понять свойства этого явления. Как пишут исследователи, ультрафиолетовое сияние на Марсе встречается очень редко и длится всего несколько секунд. Во время 113 сеансов ночных наблюдений сияние в небе наблюдалось 16 раз, из них подтвержденных случаев — 9.

Дело в том, что аппарат Mars Express может контролировать яркость объектов, расположенных на поверхности в течение долгого времени. Наблюдения сквозь атмосферу даются ему несколько сложнее. Установлено, что три эпизода сияния, наблюдались им на высоте около 137 км от поверхности планеты.

Ранее портал Научная Россия писал о последних исследованиях, подтвердивших, что на Марсе все-таки есть жидкая вода.