Исследователи из университетов Стокгольма и Упсалы, а также Технического университета Среднего Востока в Турции сравнили гены древних европейцев с генами тех, кто жил в Анатолии примерно 10 тысяч лет назад. Выяснилось, что по крайней мере две волны переселенцев в Европу явно происходили из определенного района в Анатолии. Подробности исследования опубликованы в Current Biology.

Часть генетического материала была взята из раскопок рядом с местечком Бонджуклу (Boncukly), жители которого всего за несколько веков до этого начали переходить от собирательства к примитивным формам земледелия. У них еще даже не было домашних животных и они по-прежнему параллельно с земледелием занимались собирательством.

Что же касается людей, живших в деревнях Тепеджик-Чифтлик (Tepecik-Çiftlik) примерно 9500-7000 лет назад, то здесь сельское хозяйство было уже куда более развитым. В результате, как отметил стокгольмский археолог Андерс Готерстром (Anders Gotherstrom), можно видеть, какое долгое время требовалось для утверждения «неолитического образа жизни, причем не только в культурном, но и в демографическом отношении». Очевидно, в более развитых деревнях постепенно происходил рост населения, возрастала рождаемость, а одновременно увеличивались мобильность и поток генов. Со временем неолитические поселения в Анатолии становились все более космополитическими, а это, в свою очередь, подтолкнуло их жителей к перемещению в Европу.

Портал «Научная Россия» не раз писал о генетических исследованиях, которые в последние годы дают возможность проследить миграции древних людей. Так, генетики уже дали возможность проследить три мощных волны переселений древних людей в Европу, как из Сибири,так и с Ближнего и Среднего Востока.

[На фотографии: инструменты, найденные во время раскопок поселения Тепеджик-Чифтлик в Анатолии. Tepecik-Ciftlik Archive]