Двое испанских ученых — Маркос Гарсиа-Дьес (Marcos García-Diez) из университета Страны Басков и его коллега Мануэль Вакеро (Manuel Vaquero) из университета Ровира и Верхилий — возможно, нашли самое древнее изображение жилищ в истории человека, сообщает Past Horizons. Результаты своего анализа ученые опубликовали в журнале PLOS ONE.

Самый древний «рисунок человеческого жилья» был выполнен на небольшой сланцевой плите размером 18 на 8,5 см, найденной в 2013 году во время раскопок в Моли-дель-Сальт на севере Испании, и представляет собой процарапанное изображение 7 полукругов, расположенных в две линии. По мнению ученых, найденный ими предмет можно датировать временем примерно 14-13,5 тысяч лет назад. Кроме того, в том же слое, где было найдено изображение древнейшего жилища, также были найдены еще 13 гравированных фрагментов, 9 из которых были сделаны из того же материала, а также кость, благодаря которой ученые и смогли определить возраст гравированных находок.

Для того, чтобы доказать, что 7 изображений полукругов являются именно жилищами, ученые прибегают к этнографическим параллелям. Так, современные австралийские аборигены живут в небольших округлых шалашах по форме, напоминающих полукруги из Моли-дель-Сальт. Ученые даже предлагают небольшую реконструкцию пейзажа, 13 тысяч лет назад окружавшего небольшую стоянку, которая, как они предполагают, и была изображена. Также Мануэль Вакеро отмечает, что для палеолитического искусства изображение домов или предметов человеческого быта является крайне нехарактерным — люди того времени предпочитали изображать животных или сцены охоты на них.

Следует отметить, что древнейшие памятники искусства зачастую очень трудно интерпретировать, например, до сих пор ведутся споры, умели ли неандертальцы рисовать.