Сколько знаменитых кораблей вошло в историю? Совсем немного: Ноев Ковчег, корабли великих путешественников, каравеллы  Колумба, печально знаменитый «Титаник»… О нескольких знаменитых кораблях мы расскажем – они этого достойны. 

1. Каравеллы Колумба (Иллюстрация)

Каравеллы Колумба «Пинту», «Нинью» и «Санта-Марию» можно увидеть в коллекциях нумизматов: они изображены на купюре в один эквадорский сукре 1920 года. Не ищите там портретного сходства – чертежей не сохранилось. Судить об устройстве можно лишь по типу кораблей. Каравеллой с XIII века называли высокобортное морское парусное судно с одной палубой и тремя-четырьмя мачтами и высокими надстройками в носовой части и на корме. Их мореходные качества были куда выше, чем у других судов того времени, они были легче, маневренней, а скорость их хода достигала 14-15 узлов. Каравеллы отлично лавировали, поворачиваясь к ветру то одним, то другим боком, и потому на них удобно было исследовать иные, еще неизвестные берега. Впрочем, «Санта-Марию» мы причислили к каравеллам зря: многие серьезные исследователи сегодня полагают, что это была трехмачтовая каракка – на такой Магеллан позже отправился в кругосветное плавание.     

2. Ведьма в короткой рубашке (Фото)

О парусниках Колумба историкам остается лишь спорить – материальные свидетельства потонули в толще лет. А знаменитый чайный клипер «Катти Сарк» и сегодня стоит на вечной стоянке в сухом доке в лондонском районе Гринвич. Этот тип  парусников родился в начале XIX века в американском Балтиморе и получил название «клипер» за острые режущие воду обводы корпуса и быстрый бег. «Катти Сарк» построили в шотландском городе Дамбартоне и спустили на воду реки Клайд в 1869 году. Необычное название – в переводе с шотландского «Катти Сарк» означает «короткая рубашка» – объясняют влиянием Роберта Бёрнса. Нэн-Короткая рубашка – это юная ведьма, героиня повести в стихах «Тэм О' Шентер», основанной на старинной шотландской легенде.

Сначала клипер называли «чайным» – он возил чай из Китая, потом стали звать  «шерстяным» – его переориентировали на перевозку шерсти из Австралии. В чайных гонках «Катти Сарк» больших успехов не достиг, и первым не пришел ни разу. К большому разочарованию хозяев – пришедшие первыми с чаем нового урожая снимали все сливки с чайного рынка. В истории, тем не менее, осталась гонка «Катти Сарк» с чемпионом скорости – клипером «Фермопилы», где «Катти Сарк» потерял руль, но не сдался и дошел-таки до финиша, пусть через неделю после победителя.     

3. Паруса Крузенштерна (Иллюстрация)

В начале XIX века в России задумали снарядить первую кругосветную экспедицию. Понадобились корабли, на которых можно было бы обогнуть земной шар. Парусные шлюпы «Леандр» и «Темза» закупили в Великобритании. Лично государь император выбрал новые имена кораблей из представленного списка. «Темзу» логично назвали «Невой» – и то, и другое реки, на которых стояли столицы, «Леандр» обрел имя «Надежда». 7 августа 1803 года трехмачтовые шлюпы вышел из гавани Кронштадта. «Надеждой» командовал капитан-лейтенант Иван Крузенштерн, «Невой»  – его однокашник по Морскому корпусу Юрий Лисянский. На маршруте корабли поджидали шторма, и экстренный ремонт, и праздник пересечения экватора, ставший в будущем традицией. И, разумеется, географические открытия.         

4. Первооткрыватели Антарктиды  (Иллюстрация)

Если «Надежда» с «Невой» – суть продукты заморской кораблестроительной промышленности, то другая парочка знаменитых шлюпов – «Мирный» и «Восток» – продукция отечественного производителя. «Восток» спустили на воду в марте 1818 года на Охтенской верфи Санкт-Петербурга. «Мирный»  строили на Олонецкой верфи в Лодейном поле как вспомогательное судно «Ладога», и только спешка с отправкой экспедиции в высокие широты сделала из него «Мирный».

Летом 1819 года шлюп «Мирный» под командованием Михаила Лазарева и «Восток» под управлением Фаддея Беллинсгаузена направились в Антарктику для поисков Южного материка. Их миссия увенчалась успехом – Антарктиду они открыли. Позже на шестом континенте открыли полярные  и научные станции, среди которых  есть «Восток» и «Мирный», названные в честь кораблей первооткрывателей.

5. «Фрам» значит «Вперед!»  (Фото)

Прославленные русские шлюпы сохранились только в воспоминаниях. Не то знаменитый норвежский «Фрам» – самый знаменитый полярный корабль мира удостоен персонального музея в Осло. Корабль «Фрам», что по-норвежски означает «Вперед», придумал и построил в 1892 году полярный исследователь  Фритьоф Нансен. И это был не просто корабль, это настоящий научный инструмент, специально созданный для плавания во льдах и вместе со льдами. Широкий корпус и округлые борта делали парусно-моторную шхуну похожей на яйцо, и неспроста: такой корабль льды на раздавят, а выдавят наружу. Жена Нансена Ева по морскому обычаю крестила корабль шампанским при спуске на воду. Позже Нансен вспомнит об этом в посвящении к мемуарам: «Той, которая дала имя кораблю и имела мужество ждать». «Фрам» подтвердил правоту Нансена, а трехлетний дрейф во льдах Арктики доказал верность теории дрейфа северных льдов. На том же «Фраме», одолженном Нансеном земляку, Амундсен отправился покорять Южный полюс. И покорил!

6. «Наверх вы, товарищи, все по местам»… (Фото)

27 января по старому стилю 1904 года крейсер «Варяг», стоящий  на рейде корейского порта Чемульпо, принял неравный бой с японской эскадрой. Бронепалубный крейсер получил с десяток попаданий, а когда не смог продолжать бой, был затоплен собственным экипажем. В следующем, 1905 году  японцы подняли «Варяг». Его отремонтировали, назвали «Соя» и запустили по морям, по волнам – учить морячков. В Первую мировую войну Россия выкупила «Сою», перекрестила обратно в «Варяг», и он собственным ходом прошел в Романов-на Мурмане, нынешний Мурманск. В феврале 1917 года «Варяг»  отправили чиниться к англичанам. В России тем временем сильно заштормило, царский ковчег утоп, а взявшие власть на абордаж большевики платить за ремонт отказались. Англичане конфисковали гордость русского флота и продали немцам – на металлолом. Но море не отдало славного корабля: по пути к месту разборки «Варяг» наскочил на скалы у берегов Шотландии. 

7. Что тебе снится, крейсер «Аврора?» (Фото)

Ответ на этот песенный вопрос, пожалуй, есть: крейсеру снится его незаурядная история. Крейсеры этого типа в России прозвали «богинями отечественного производства». Это тройня:  бронепалубные крейсера «Аврора», «Паллада» и «Диана».  Тройняшек строили в Санкт-Петербурге на новом витке гонки военно-морских вооружений. «Авроре», введённой в строй в 1903 году, дали имя корабля, прославленного обороной Петропавловска-Камчатского в Крымскую войну. Быстроходный и мощный крейсер «Аврора» избежал гибели в Цусимском сражении, хотя и потерял командира.  Потом он через Манилу вернулся на родину, не слишком активно поучаствовал в Первой Мировой войне, зато активно – в Октябрьской революции. О холостом выстреле, психологически сразившем защитников Зимнего дворца, знают все. Многие бывали и в филиале Центрального военно-морского музея, в который превратили символ революции.      

8. Про большой линкор «Марат» (Фото)

Линкор «Марат»  на вечную стоянку не отправили и в памятник не превратили. Но и у него захватывающая история. Линейный корабль вошел в строй Балтийского флота в 1914 году под именем «Петропавловск». Его назвали его в честь броненосца, который подорвался на минах в Порт-Артуре и стал могилой адмирала Макарова и художника Верещагина. Новый «Петропавловск» служил долго и исправно. Вряд ли кто-нибудь в нашей стране не слышал про этот корабль: в 1921 году корабль переименовали в «Марат», и именно на нем проходил военно-морскую службу знаменитый дядя Степа. Помните: «Про войну и про бомбежку, про большой линкор «Марат»...» В 1950 году корабль переименовали в «Волхов» и сделали учебным. А затем и вовсе отправили на слом.

 9. Погиб от роскоши и безграмотности (Фото: Vadim Tolbatov, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons)

Единственный в мире сохранившийся парусный корабль начала XVII века получил свое имя в честь династии шведских королей. Самый большой боевой корабль шведского флота и остальных стран Балтики должен был стать одновременно самым шикарным. Для постройки корабля срубили больше тысячи дубов. 64 пушки общим весом в 80 тонн отлили из бронзы, корпус корабля богато украсили резными позолоченными скульптурами… Строили, строили и  наконец построили, наделав кучу инженерных ошибок. Корабль длиной 69 метров и высотой  52 метра от киля до топа грот-мачты имел ширину меньше 12 метров.

10 августа 1628 года при большом стечении народа корабль «Ваза» отплыл от Королевского дворца в Стокгольме, но не покинул и гавани. Кто-то винит пушки, давшие салют, кто-то сильный ветер. Корабль накренился, вода хлынула в пушечные порты, и  «Ваза» затонул прямо на глазах у публики. В 1961 году его подняли практически неповрежденным: в Балтийском море не водятся черви-древоточцы. Сегодня им любуются в специально построенном музее в Стокгольме.      

10. Жертва комфорта и рекламы (Фото)

31 мая 1911 года в Белфасте было спущено на воду судно, которое  компания «Уайт стар» объявила непотопляемым. Еще бы: водоизмещение свыше 46 тысяч тонн, длина около 270 метров, высота с одиннадцатиэтажный дом, ширина около 30 метров, двойное дно, скорость до 25 узлов, двигатели мощностью 50 тысяч лошадиных сил. А развлечений! Музыкальный салон, парикмахерская, бассейн, небольшое поле для гольфа и теннисный корт, несколько баров, ресторан, оркестр… Реклама призывала публику совершить приятное и безопасное путешествие. Многие соблазнились. 10 апреля 1912 года Титаник отошел от причальной стенки Саутгемптонского порта в Англии и едва избежал столкновения с американским лайнером. Потом он взял пассажиров во французском порту Шербур и в ирландском Квистауне и выплыл в открытый океан, где его и подстерег айсберг. Корабль получил несовместимые с жизнью пробоины и начал погружаться в воду. На борту находилось больше 2200 человек, шлюпки могли вместить меньше, чем 1200. В реальности и их не заполнили – спаслось 704 человека. Редеющая с каждым годом компания собиралась в ночь на 15 апреля много лет. Последней, кто помнил о крушении «Титаника», оказалась американка Лиллиан Гертруд Асплунд – во время катастрофы ей было пять лет. Знаменитый ученый кораблестроитель А.Н. Крылов отозвался о «Титанике» так: «Величайший в мире корабль погиб, как древний Вавилон, от непомерной роскоши».