Европейское космическое агентство (ESA) сообщило об запуске программы строительства Сверхкрупного телескопа (E-ELT) в Чили стоимостью €2 млн. Этот проект был одобрен еще в июне 2012 года, но не запущен сразу, потому что одобрение строительства было связано с исполнением условия — контракты на строительство нельзя было заключать, пока не будет собрано 90% необходимой суммы. Это условие и было исполнено в октябре 2014 года, когда Польша присоединилась к ЕКА. Впрочем, как сообщал портал Научная Россия, подготовительные работы к строительству Сверхкрупного телескопа все-таки шли.

Занятно наблюдать за бюрократически-бухгалтерскими хитростями, связанными со строительством. Выше было сказано, что проект разбит на две фазы, так, что 90% стоимости (уже покрытые имеющимися средствами) будут потрачены в первой фазе, оставшиеся 10% (которых нет) — во второй. Первая фаза должна обеспечить строительство, монтаж и запуск, вторая — вроде как «неосновные работы». Эти последние, однако, включают производство двух сотен сегментов зеркала из 798, а также адаптивной оптической системы, которая должна компенсировать эффект размытия, порождаемый атмосферой Земли.

Пока разрешение дано только на первую фазу, контракты будут заключены в течение следующего года. Но представляется, что работы, оставленные на вторую фазу проекта, вынудят ESA так или иначе найти деньги на его завершение.

ESA возлагает большие надежды на E-ELT — этот телескоп может обеспечить настоящий прорыв в исследованиях вселенной. Его поверхность будет 39 метров шириной и он сможет улавливать световой поток в 13 раз больше, чем самые большие телескопы, существующие на сегодняшний день,  полученные на нем изображения будут в 16 раз четче, чем те, которые делает знаменитый телескоп Хаббл. Согласно проекту, телескоп начнет работать в 2024 году, когда его смонтируют на горе Серро-Армазонес в Чилийских Андах.

Вскоре начнется строительство еще одного мощнейшего аппарата наблюдения за космосом — Гигантского Магелланова Телескопа (GMT). Аппарат будет снабжен рабочей поверхностью шириной 24 м., состоящей из семи основных зеркал шириной 8,4 м. Он будет установлен на другой чилийской горе — Las Campanas — и начнет работать в 2021 году. А на 2022 год запланировано начало работы еще одного «мегаскопа» — Тридцаметрового Телескопа (TMT) на Гавайях, имеющего ширину светоулавливающей поверхности, как можно догадаться, 30 метров. В отличие от GMT, рабочая поверхность TMT будет состоять из множества небольших зеркал, как и E-ELT.