Уже в ближайшем будущем простой анализ крови пациента даст врачам возможность судить о его склонности к самоубийству — исследователи из университета Джонса Хопкинса в Балтиморе (США) обнаружили химические изменения в гене человека, связанные с реакцией на стресс.

Согласно отчету об исследованиях, опубликованному в Американском психиатрическом журнале (The American Journal of Psychiatry), изменения в гене, который участвует в формировании реакции мозга на гормон стресса, оказывают существенное влияние на процесс превращения легкой досады от жизненных неурядиц в цепь мыслей и поступков, ведущих к самоубийству.

«Предотвращение суицида — одна из важнейших задач современной медицины, но в отсутствие надежного метода выявления потенциальных самоубийц решить ее невозможно, — говорит Зэкери Камински (Zachary Kaminsky), доцент медицинского факультета университета Джонса Хопкинса. — Предложенный нами метод позволит определить склонность к суициду и предотвратить его».

В своих экспериментах Камински и его коллеги отслеживали мутацию в гене, известном под названием SKA2. Сравнивая образцы мозга, взятые у психически больных и здоровых людей, они увидели значительное снижение уровней SKA2 у людей, покончивших жизнь самоубийством.

При исследовании этой мутации у некоторых пациентов были обнаружена эпигенетическая модификация, которая вызывала изменения функционирования гена SKA2, не затрагивающие последовательность ДНК. При этой модификации в гене возникают метильные группы, и уровень метилирования у самоубийц оказался выше.

Кроме того, ученые исследовали пробы крови, взятые у трех групп испытуемых, в том числе у 325 сотрудников Центра превентивных исследований им. Джонса Хопкинса. Было установлено, что лица с суицидальными наклонностями имеют сходные уровни метилирования в гене SKA2.

На основе полученных результатов исследователи разработали модель анализа, которая с 80-процентной точностью предсказала наличие мыслей о самоубийстве и суицидальных действий, причем у самой молодой группы испытуемых точность предсказания составила 96%.

Ген SKA2 участвует в работе префронтальной коры головного мозга, которая отвечает за подавление негативных мыслей и контроль над импульсивным поведением. SKA2 доставляет гормоны стресса в ядра клеток. В условиях нехватки или изменения SKA2 рецептор гормона стресса не может подавить выброс в мозг кортизола, уровень которого, как показали предыдущие исследования, особенно высок у лиц, пытавшихся покончить жизнь самоубийством.

По мнению Камински, анализ крови, основанный на результатах его исследований, может применяться для предсказания попыток суицида у больных, для ограничения доступа к опасным объектам и видам деятельности у членов группы риска, а также для принятия решений в области предотвращения самоубийств. Применение этого метода в армии могло бы выявить мутацию гена, которая делает военных более уязвимыми.

Фото: ru.123rf.com