Майкл Наяк (Michael Nayak), аспирант кафедры планетарных наук Калифорнийского университета в Санта-Круз (США) и его коллеги установили, что загадочные рытвины на спутнике Марса Фобосе возникли в результате падения кусков пород, ранее отколовшихся в результате столкновения. Так образовалась линейная система кратеров. О результатах исследования сообщает пресс-релиз Калифорнийского университета в Санта-Круз.

Фобос — весьма необычный спутник, с орбитальным периодом всего в 7 часов. Он находится так близко к своей планете, как никакой другой спутник в Солнечной системе. Кроме того, он мал, имеет угловатую, а не сферическую форму и изборожден глубокими кратерами.

Фобос находится всего в 9000 км от поверхности Марса. Как представляется, он имеет рыхлую внутреннюю структуру и покрыт эластичной оболочкой, что позволяет ему деформироваться под воздействием гравитации, но не разваливаться.

Научный руководитель и соавтор Майкла Наяка профессор Эрик Ашпауг (Erik Asphaug) изучает Фобос в течение многих лет. В одной из его работ, написанной совместно с Терри Харфордом (Terry Hurford) из НАСА, было высказано предположение, что сила притяжения может быть причиной появления трещин и канав на поверхности спутника.

Майкл Наяк разработал компьютерную модель, объясняющую, каким образом эти аномальные рытвины могли возникнуть. Из-за слабой гравитации Фобоса материал с его поверхности при столкновении с космическим телом (например, метеоритом) может откалываться и уходить в самостоятельное «плавание». Но этот мусор никуда не девается и остается на орбите вокруг Марса. Эти частицы будут двигаться не с той же скоростью, что и сам спутник, и в конце концов упадут обратно на него.

Исследователь смоделировал отрыв материи, находившейся ранее на месте 2,6-километрового кратера Грилдриг недалеко от северного полюса Фобоса и обнаружил, что в результате отколовшийся мусор падает обратно на поверхность. При этой получающийся «узор» в модели был очень похож на фактическое расположение цепи кратеров на Фобосе.

Благодаря своей малой массе и близости к своей планете, Фобос настолько необычен, что это может быть единственным местом в Солнечной системе, где происходит такое явление, отметил Наяк.

Впервые эта идея была впервые предложена еще в 1970-е годы, существование такого большого числа канавок с неправильной ориентацией до сих пор не имело убедительного объяснения.

Читайте также на портале Научная Россия о том, что в будущем Фобос постепенно разрушится, а вокруг Марса появится кольцо, как у Сатурна.