Группа американских исследователей во главе с профессором Университета Теннесси (США) Горданом Бургхардтом (Gordon Burghardt) описала поведение особи, подходящее под критерии игрового поведения, что впервые выявлено у рыб. Результаты двухлетнего наблюдения за одним из видов рыб публикует журнал Ethology.

Согласно определению самого Бургхардта, игра — это стереотипное, повторяющееся действие, не имеющее особого функционального значения, которое субъект производит исключительно по собственной инициативе в безопасной для себя ситуации. Ранее считалось, что такое поведение не встречается у рыб. Однако результаты двухлетнего наблюдения ученых за тремя особями рыб из семейства циклидовых (самцы вида Tropheus duboisi) опровергли это утверждение.

В аквариуме у каждой рыбы находился термометр, прикрепленный ко дну и свободно раскачивающийся в воде. Рыба играла, специально ударяя по этому термометру, заставляя его двигаться. Действие определенно не было случайным, особь повторяла его по многу раз. При этом наличие или отсутствие пищи, а также других рыб в аквариуме или в зоне видимости не оказывало никакого влияния на желание наблюдаемой особи поиграть. Рыбу побуждало снова и снова толкать предмет только то, что он от этого двигался. Такие манипуляции с термометром позволили ученым отнести их к игре — подобное поведение легко увидеть у маленьких детей или у домашних животных.

По мнению Бургхардта, изучение феномена игры в животном мире поможет нам лучше понять и человеческую природу, отнестись к игре, как эволюционному механизму, а не просто бессмысленному случайному поведению: «игра — это неотъемлемая часть жизни, и она делает жизнь стоящей того, чтобы жить».

Фото превью: Manfred Werner / TsuiCC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons