Ихтиолог Джон Веделер (John Videler) из университета Гронингена (Нидерланды) и его коллеги некоторое время назад установили, что характерный рапироподобный нарост на голове рыбы-меч, благодаря которому она и получила свое название, довольно слабо прикреплен к ее телу. Новое исследование, проведенное группой исследователей, показало, что всему виной большая сальная железа, расположенная у основания носа. Об исследовании рассказывает пресс-релиз университета Гронингена.

Джон Веделер впервые столкнулся с экзотическими рыбами в 1995 году, когда он приобрел декоративный остов рыбы-меч, работая тренером по дайвингу на острове Корсика. Он обнаружил, что особая шероховатость на кончике «меча» этой рыбы образует микротурбулентность в воде, которая уменьшает сопротивление воды во время движения. Тогда Веделер и его коллеги провели несколько непростых часов в лаборатории, во время которых провели полное МРТ сканирование одной рыбы-меч. Исследователь вспоминает, что команде пришлось провозить около двух с половиной часов и активно использовать освежитель для воздуха.

Таким образом, более двадцати лет назад Джон Веделер и его коллеги впервые увидели большую железу у основания носа, но только сейчас поняли ее реальное назначение. «Она была настолько большая, что на снимке почти не было видно костистых структур — кость вокруг нее была очень тонкой», — рассказал исследователь.

Однажды коллега профессора Веделера уронил случайно лампу на рыбу. Тогда и обнаружилось реальное назначение этой загадочной железы. Ученые увидели следы жира, который распределяется по поверхности мечевидного нароста.

Природная водоотталкивающая смазка, как считают ученые, способна сокращать нежелательную силу трения на 20%. Правда, проверить это предположение в естественных условиях не удалось — рыба-меч не живет в неволе. Биологи обратились к физикам, чтобы те провели эксперимент с материалом, имитирующим кожу рыбы-меч.

Ранее портал Научная Россия писал о рыбе, открывшей закон гидродинамики раньше человека.