Российские учёные обнаружили у людей гены, защищающие от пьянства

В то же время наследственная предрасположенность русских к алкоголизму – это миф, утверждают специалисты Института общей генетики РАН

Учёные из Института общей генетики РАН изучали связь генов и алкоголизма на примере жителей одного из типичных российских городов и выяснили, что наследственное пристрастие русских к выпивке – миф, зато у некоторых людей встречаются гены, защищающие организм от пьянства. О результатах исследования рассказала журналистам «Российской газеты» сотрудница НИИ, кандидат биологических наук Светлана Боринская.

«Хотя нет специального «гена алкоголизма», но имеются гены, повышающие склонность к потреблению спиртного. Но это не приговор для их обладателей. Каждый из таких генов «работает» со слабым эффектом. Их уже известно несколько десятков, но ни один не является определяющим», – отметила она.

По словам биолога, будут ли реализованы полученные от природы риски, целиком зависит от самого человека. Если ребёнок растёт в нормальных условиях, то даже не совсем удачный набор генов может так и остаться в «молчании».

Что касается «антиалкогольных» генов, то их два: один кодирует фермент алкогольдегидрогеназу, который запускает известный механизм переработки этилового спирта в уксусный альдегид – именно это вещество «отвечает» за состояние похмелья. Если человек обладает таким вариантом этого гена, который очень быстро превращает спирт в токсин, то эта отрава в большом количестве накапливается в организме. Как следствие – человек чувствует себя очень плохо. Обладатели такого гена не способны выпить много, а потому редко становятся алкоголиками.

«Особенно он распространён в ряде стран Азии, в частности, Китае и Японии, где число его обладателей составляет около 70 процентов. Что касается русских, то среди них такой ген имеет каждый десятый. Примерно как в Европе. Мы ничем не отличаемся от многих других народов. Природа нас не обделила», – сказала Боринская.

Второй же ген управляет ферментом, который ацетальдегид обезвреживает, не давая ему накапливаться. Но такую защиту имеют менее одного процента россиян, а в Европе и того меньше.

Главный вывод исследования, по словам Боринской, состоит в том, что по генам, которые имеют отношение к потреблению алкоголя, наши соотечественники почти ничем не отличаются от европейцев.

«Уже понятно, что главной проблемой для страны являются вовсе не алкоголики, которых на самом деле относительно немного. Основная проблема – массовое бытовое пьянство. Половина мужчин пьёт каждую неделю, обычно по выходным. Но доказано, что крепкие напитки, на которые налегают россияне, разрушительны для организма», – заключила она.

алкоголизм генетика о повседневном