Ученые из Линчепингского университета в Швеции создали бионическую розу, встроив в растение электронные элементы. Такую розу они смогли подключить к простейшей электрической цепи, заставив листья цветка светиться. Технология, в частности, поможет биологам изучать и регулировать физиологию растений. Статья опубликована в журнале Science Advances.

Самой сложной задачей было подобрать материал, который проводил бы электричество, при этом не разрушая растение. В конечном счете такой материал был найден — это жидкий проводящий полимер, известный под названием PEDOT. Ученые удалили с розы корни и листья и пропитали ее стебель в растворе. Спустя пару дней состав распространился по ксилеме — проводящей жидкость ткани растения — и застыл в виде геля. Очистив участок стебля, ученые могли наблюдать, как вещество пронизывало весь цветок, как сеть тонкой проволоки.

Ученым удалось создать на основе измененной розы транзистор — основной элемент современной электроники. Они прикрепили золотые электроды и датчики вдоль всего стебля, затем подключили его к внешнему резистору и пропустили через растение ток.

В другом эксперименте листья розы не срезали, а, наоборот, пропитали их проводящим раствором. Пропуская ток по листьям, они смогли увидеть, как меняется их цвет в ответ на электрическое напряжение.

Шведские ученые планируют создавать такие схемы с использованием растений, чтобы наблюдать и записывать их физиологические процессы, а в будущем и изменять их в желаемом направлении, что может стать альтернативой генетической модификации. Также разработки могут быть полезны для бумажной промышленности с точки зрения большего контроля над процессом роста деревьев.