Прошла неделя с тех пор, как зонд «Розетта» (Rosetta) приблизился к комете 67/P Чурюмова-Герасименко и высадил на нее мобильный модуль «Филы» (Philae). Но миссия «Розетты» на этом не завершена. Исследователи Европейского космического агентства (ЕКА) поделились дальнейшими планами по изучению кометы. По их словам, аппарат находится в отличном состоянии, все его датчики и инструменты работают стабильно. Об этом сообщает веб-сайт ESA.

Мировые СМИ активно освещали каждый этап этой уникальной миссии. Напомним, в субботу, 15 ноября, спустя примерно 64 часа после приземления на комету аккумуляторы «Филы» разрядились. Но до этого он успел собрать много материала и переслать данные на Землю. В настоящее время ученые работают над их расшифровкой и анализом.

«Розетта» же в течение всего ближайшего года будет следовать за кометой 67/P Чурюмова-Герасименко и продолжит наблюдения. Об этом сообщил руководитель полета Андреа Аккомаззо (Andrea Accomazzo). Зонд будет лететь вслед за кометой и зафиксирует момент сближения кометы с Солнцем 13 августа 2015 года, на расстоянии 186 млн километров от поверхности звезды.

16 ноября штаб управления полетом «Розетты» переехал из Главного помещения управления полетами Центра космических операций ЕКА в Дармштаде (Германия), откуда курировались все важнейшие этапы операции, в помещение поменьше, где обычно управляют полетами самолетов.

Зонд, используя свои двигатели, выполнит серию маневров, чтобы изменить свое положение относительно кометы. Это оптимизирует работу 11 научных инструментов. Этапы маневров запланированы на 20, 22 и 26 ноября. Расстояние до поверхности кометы должно составить 30 км. До этого зонд находился в положении, необходимом для отслеживания работы мобильного модуля.

3 декабря 2014 г. «Розетта» приблизится на расстояние 20 км до кометы и будет находиться на нем в течение 10 дней. За это время ученые надеются сделать снимки поверхности в высоком разрешении, а также собрать образцы газа, пыли и плазмы. Всего имеется два режима работы космического аппарата: «предпочтительный» и «повышенной производительности». Практически все время будет поддерживаться первый режим. На второй «Розетта» переключится в момент наибольшей активности кометы, когда она разогреется под воздействием Солнца.

По словам исследователей, сейчас начинается наиболее интересный этап наблюдений. По мере приближения кометы Солнце постепенно разогреет газы и пыль на ее поверхности и вокруг ее ядра появится особая газовая оболочка, называемая «кома» (coma). «Розетта» станет первым космическим аппаратом, наблюдающим комету с близкого расстояния в момент возникновения «хвоста», тянущегося на многие миллионы километров. Когда это случится, «Розетта» отойдет на некоторое расстояние, чтобы «кома» не влияла на ее орбиту.

Как сообщалось ранее, ученые также надеются, что с приближением кометы к Солнцу, на ней станет светлее, и возможно, это поможет перезапустить разрядившийся модуль «Филы». Хотя полной уверенности в этом нет. В начале следующего года «Розетта» включит режим отслеживания маяка «Филы», в надежде поймать его сигнал.

Наш портал следит за развитием событий. Ранее Научная Россия сообщала о приземлении на комету, отключении модуля «Филы» и возможности его повторного включения.

Источник фото: esa.int