Коллектив ученых из Научно-исследовательского института ядерной физики МГУ (НИИЯФ МГУ) под руководством профессора Олега Юминова работает над перспективными методами терапии онкологических заболеваний щитовидной железы, основанными на использовании радионуклидов. В ближайшее время пройдут клинические испытания нового препарата, сообщает сайт Института.

Для проведения облучения ученые предлагают использовать α-распадчики, в частности 211At. В результате проведенных экспериментальных и теоретических исследований было показано, что указанные реакция и условия облучения являются оптимальными. Физики разработали новый эффективный и экспрессный способ выделения 211At из облученной мишени и синтеза радиофармацевтического препарата, включающего указанный радионуклид и физиологический раствор. Новый способ синтеза препарата позволяет за короткое время (не более 1 часа) получить химически устойчивые формы 211At, тропные к щитовидной железе, и существенно снизить дозовые нагрузки на персонал, занятый в процессе изготовления. Препарат получил название «Астат-211».

Таким образом, у нового препарата есть ряд существенных преимуществ в сравнении с используемой сейчас радиойодтерапия (применение изотопа 131J). Он позволяет обеспечить локальное действие на пораженные ткани, поскольку выход других долгоживущих радионуклидов при его использовании пренебрежимо мал. Кроме того, астат не имеет изотопов, период полураспада которых превышал бы 8,1 часа, тогда как изотоп 131J имеет период полураспада около 8.04 суток. Кроме того, α-излучение характеризуется существенно большей величиной относительной биологической эффективности по сравнению с β- и γ-излучениями, что позволяет надеяться на более высокую эффективность астатотерапии.

В 2015 году успешно прошли доклинические испытания препарата, сейчас сотрудники Института работают над организацией клинических испытаний и оформляют патент на препарат.