Ученые Федерального исследовательского центра «Институт цитологии и генетики СО РАН» (ИЦиГ РАН) работают над повышением устойчивости ведущих злаковых культур к неблагоприятным условиям, а также повышением питательных свойств зерна пшеницы. Механизм, используемый биологами, связан с генетической модификацией пигмента, рассказывает сайт Наука в Сибири.

Пигментные соединения, придающие растению определенную окраску, дополнительно отвечают за множество других функций у растений. В том числе, обладают антимикробными свойствами и могут нейтрализовать разрушительные для клеток свободные радикалы, образующиеся при стрессовых воздействиях. Сейчас сибирские ученые устанавливают взаимосвязь между наличием определенных вариантов генов, регулирующих синтез пигментов, и устойчивостью растений — их проверяют на радиорезистентность, а также на способность переносить засуху и противостоять засолению почвы. Итоги полевых исследований ожидаются через два-три года, поскольку специалистам нужно доказать, что положительный результат экспериментов можно воспроизвести.

Кроме того, идет работа над созданием новых сортов пшеницы. Эту работу специалисты Института цитологии и генетики ведут совместно с Сибирским НИИ растениеводства и селекции. В частности, планируется проводить селекцию пшеницы полбы, которая будет иметь окрашенное зерно, богатое антиоксидантными соединениями. Подходы по ДНК-диагностике, разработанные в ИЦиГ, помогут по меньшей мере вдвое ускорить получение новых форм этой зерновой культуры.

В более далекой перспективе — совместная работа с НИИ физиологии и фундаментальной медицины, а именно тестирование двух линий пшеницы, отличающихся по окраске зерна. Его будут добавлять к корму для мышей, чтобы изучать старение и нейродегенеративные заболевания человека. Эксперименты должны показать, смогут ли природные антиоксиданты, содержащиеся в окрашенном зерне, оказывать превентивное действие в развитии этих процессов. Если результаты будут положительными, ученые разработают рекомендации по включению в рацион питания отрубей или отрубного хлеба, полученного из таких сортов пшеницы.