Российские ученые нашли способ спасать жизни с помощью яда

Раствор на основе ботулотоксина будет применяться при опасной аритмии во время операций на сердце.

Группа новосибирских ученых под руководством профессора Наримана Салахутдинова из Института органической химии СО РАН разработала лекарство на основе самого сильного из существующих ядов — ботулотоксина. Препарат будет применяться при опасной аритмии во время операций на сердце, рассказывает сайт Наука в Сибири.

Ботулотоксин представляет собой белок в форме двойной полипептидной цепи, включающей тяжелую и легкую части. В человеческом организме тяжелая цепь обеспечивает связь с нервными окончаниями и поглощение клеткой токсина, а легкая расщепляет определенные белки, ответственные за мембранное слияние. Это свойство и обеспечивает поражающий эффект яда, прерывая нервно-мышечную передачу, но оно же в итоге позволяет остановить аритмию.

Задача ученых состояла в том, чтобы снизить токсический эффект от действия препарата и пролонгировать его действие. Осложняло эту работу то, что ботулотоксин — самый тяжелый среди неполимеров, его масса — 150 000 дальтон, тогда как абсолютное большинство лекарств создано на основе веществ с молекулярным весом до 1000 дальтон.

Решить задачу удалось за счет введения в состав препарата мукополисахаридов, а именно была создана композиция с включением хитозана. Эти вещества выполняют в организме множество важных функций — от противосвертывающей активности до участия в иммунных реакциях. Хитозан позволил в разы повысить продолжительность действия препарата и его биологическую активность, а также уменьшил вредные эффекты ботулотоксина.

«Очень важно, что лекарство действует именно в том месте, куда сделана инъекция — это было проверено на животных. При анализе образцов печени, почек, селезенки, сердца, скелетной мускулатуры и головного мозга подопытных крыс ученые не обнаружили никаких признаков патологических изменений», — пояснил Нариман Салахутдинов.

Сейчас продолжается доклинический этап испытаний нового препарата. Если он пройдет успешно, ученые будут искать финансовые возможности, чтобы начать тестирование на людях. В дальнейшем химики также планируют модифицировать лекарство для решения новых задач, где нужно прервать передачу нервного сигнала — например, при лечении тика.

аритмия ботулотоксин хитозан яды