России нужны новые сейсмостанции

В президиуме РАН обсудили методы прогнозирования землетрясений.

В России не хватает станций наблюдения за сейсмической активностью в наиболее сейсмоопасных регионах. Об этом на заседании Президиума РАН заявил заведующий отделением сейсмологии Института физики земли РАН Геннадий Соболев. Он выступил с докладом «Методология, результаты и проблемы прогноза землетрясений».

За последние 60 лет на планете произошло около десяти сильнейших землетрясений. Вот только некоторые из них: 1952 год, Камчатка - магнитуда 9, 1960 год, Чили - 9,5, 1964 год, США - 9,2, 2004 год, Индонезия - 9, 2010 год, Чили - 8,8, 2011 год, Япония - 8,9.
Жертвами стихийных бедствий за этот период стали:
-1976 год - Китай - более 242 тысячи жертв,
-2004 год - Индонезия - 228 тысяч,
-2005 год - Пакистан - 86 тысяч,
- 2008 год - Китай - 87,5 тысячи,
- 2010 год - Гаити - 222,45 тысячи.

Наиболее сейсмоактивными районами России являются Камчатка и Курильские острова, Северный Кавказ, а также окрестности озера Байкал. Геннадий Соболев отметил, что за последние годы использование программы прогнозирования землетрясений позволило предсказать 15 землетрясений из 21 в районе Камчатки. В течение 3 суток после события сейсмологи отмечают колебания –афтершоки магнитудой более семи баллов по шкале Рихтера. Эти афтершоки  могут послужить началом нового  землетрясения.

В этом столетии Геннадий Соболев и его коллеги ждут на территории нашей страны как минимум два крупных землетрясения. В период с 2013 по 2036 гг. сейсмологи ждут несколько крупных землетрясений.  Сильные подземные толчки могут произойти на границе Чечни и Дагестана. При этом, по словам Геннадия Соболева, на Северном Кавказе систематических сейсмонаблюдений в настоящее время не ведется.

На всем Российском Дальнем Востоке, известном своей сейсмической активностью, сейчас  функционирует всего 15 станций, тогда как в соседней Японии – 146. Ученый отметил в то же время, что Дальний Восток старается имеющимися силами вести тщательный мониторинг подземных толчков, а Дальневосточные подразделения МЧС проводят укрепление городских зданий и обучают местных жителей правильно себя вести в том случае, если неблагоприятный прогноз станет реальностью.

В завершении своего выступления ученый призвал усилить внимание к фундаментальной физике землетрясений, исследования в этой области позволят сделать прогнозы более точными.

геннадий соболев институт физики земли президиум ран прогнозы землетрясений станции сейсмических наблюдений