Генетики из университета Вашингтона в Сиэттле (США), под руководством доктора Джошуа Эйки (Joshua Akey) разобрались в запутанных сексуальных отношениях между древними людьми (Homo sapiens) и нашими ближайшими родственниками — неандертальцами (Homo neanderthalensis) и денисовцами (Homo sapiens ssp. Denisova). Статья об этом опубликована в журнале Science.

Обобщив и проанализировав собранные за последнее время генетические данные, ученые реконструировали переплетающееся родословное древо разных современных человеческих рас. Выяснилось, что подавляющее большинство африканцев вообще не имеют в предках неандертальцев. У жителей каждого жителя Восточной Азии в роду их было трое, у европейца и жителя Южной Азии — двое, а у меланезийца — только один. Зато у меланезийцев много (от 2% до 4%) генов, унаследованных от денисовцев.

Это означает, что первое массовое скрещивание людей с неандертальцами произошло уже после того, как они вышли из Африки (видимо, где-то на Ближнем Востоке). Сразу после этого от выходцев из Африки отделились меланезийцы, которые, мигрируя на юго-восток, встретили уже где-то в Азии денисовцев — тоже с романтическими последствиями. После второго скрещивания с неандертальцами предки современных жителей Европы и Южной Азии отделились от восточных азиатов. И уже затем последние тесно пообщались с неандертальцами еще раз.

Все эти скрещивания, по-видимому, имели вполне практическую пользу, спасая наших предков от опасных болезней. «По мере того, как современные люди распространялись по миру, они сталкивались с незнакомыми доселе патогенами. Возможно, они [неандертальцы и денисовцы, «поделившиеся» с Homo sapiens своими генами] действительно помогли нам выжить в этих новых условиях», — цитирует слова доктора Эйки The New York Times. Отметим, что того же мнения придерживаются и другие ученые.

Ранее портал Научная Россия уже сообщал об открытиях, предшествовавших данной работе. В частности, о том, что люди и неандертальцы начали скрещиваться раньше, чем полагали до сих пор антропологи, и занимались этим чаще, в том числе на территории Европы.