Потенциальные лекарства против рака сняты с дистанции

Ученый-биомедик из клиники Майо (г. Рочестер, штат Миннесота) Скотт Кауфманн изучает протеин, носящий название поли…

Ученый-биомедик из клиники Майо (г. Рочестер, штат Миннесота) Скотт Кауфманн (Scott Kaufmann) изучает протеин, носящий название поли (АДФ-рибоза)-полимераза, или ПАРП, который участвует в репарации ДНК и являет собой гипотетическую цель для лекарств против рака. До начала прошлого года вещества, подавляющие (ингибирующие) ПАРП, неплохо показали себя в доклинических испытаниях. Однако неожиданно один из ведущих ПАРП-ингибиторов – инипариб провалил третью стадию клинических испытаний среди пациенток с одной из разновидностей рака молочной железы. Более того, исследователи рака в целом, похоже, быстро утрачивают доверие к ПАРП-ингибиторам, считая, что раз инипариб не работает, то ПАРП как цель не годится в принципе. Да и врачи не хотят открывать новые серии клинических испытаний ПАРП-ингибиторов.

Кауфманн решил внимательнее изучить инипариб, который производится парижской фармацевтической компанией Санофи. ПАРП-ингибиторы делают раковые клетки более подверженными разрушению ДНК. Получив дозу химиотерапии, наносящей удар по ДНК, они становятся особенно чувствительными к медикаментам. Кауфманн с сотрудниками испытывали инипариб на раковых клетках, выращенных в лаборатории, в попытке обнаружить признаки подавления ПАРП. Но таковых не нашли. Эти результаты в совокупности с работами других исследовательских групп свидетельствуют о том, что инипариб никак не может являться серьезным ПАРП-ингибитором.

Но почему же доклинические испытания дали неверный результат? Большинство из ранних исследований инипариба не были опубликованы, вынуждая исследователей теряться в догадках о том, что же было упущено. Однако непосредственно занятые в этом проекте знали о сомнительной эффективности препарата: в лабораторных исследованиях требовалось использовать гигантские концентрации, чтобы получить хоть какое-то влияние на протеины ПАРП.

Ненадежность результатов доклинических испытаний – обычное дело. Во второй стадии клинических испытаний, проводимых с 2008 по 2009 годы, лишь 18% медикаментов показали положительные результаты. А когда калифорнийская компания Amgen пыталась воспроизвести данные 53 опубликованных результатов доклинических испытаний, успешными оказались лишь шесть из них. Еще более ухудшили ситуацию для ПАРП-ингибиторов данные, полученные от лондонской фармацевтической фирмы AstraZeneca, которые показали, что их ведущий ПАРП-ингибитор олапариб не справился с раком яичников во время клинических испытаний, что вообще поставило под сомнение необходимость инвестиций в эту область исследований.

Однако Алан Эшуорт (Alan Ashworth), директор Института раковых исследований в Лондоне, не унывает: «В конце концов, некое ослабление энтузиазма по поводу ПАРП-ингибиторов может пойти на пользу. По-видимому, первый громкий успех вскружил нам голову. Зато теперь мы имеем массу негатива. В конечном итоге, это все сбалансируется». Не теряет надежду и Кауфманн, уверяя, что отрицательные результаты клинических испытаний вполне могли быть неверно истолкованы.

Источник: Nature.com